Точная дата появления первого турникета пока не установлена. В книге «Первый советский метрополитен», которая вышла в 1934 году (т. е. за год до открытия метро) описываются турникеты, установленные и перед входом, и перед выходом. О тех, которые на входе, сказано: «только бросив жетон в узкую щель автомата, стоящего рядом, вы получаете разрешение войти».
Существует несколько фотографий турникетов того времени, но все они разные по форме. О форме и виде жетонов к ним никаких документальных свидетельств в распоряжении автора нет. Известно лишь, что с момента открытия метро и до 1959 года живые контролеры вручную отрывали и компостировали бумажные билеты.
Из разрозненных сведений можно судить о том, что первые ручные экспериментальные турникеты и жетоны к ним существовали в 1935 году (но недолго). Второй эксперимент был предпринят в 1952 году. В 1958 начинают устанавливать автоматические турникеты, в 1959 их уже выпускают серийно. В 1961 году турникеты принимают пятикопеечные монеты. С 1 марта 1992 года вновь вводятся жетоны. С 15 января 1999 года жетоны перестают продавать, а с 1 февраля — принимать. На этот раз — навсегда.
Жетон с отверстием в форме пятиконечной звезды в середине.
Сверху по кругу надпись: Метрополитен. Р.С.Ф.С.Р. Москва. 1935 г.
Снизу: Моссовет.
В «Правде» за 01.02.1935 описывается устройство для приема «металлического жетона со звездообразной дырой посередине».
Еще одно упоминание в литературе:
Для применения жетонов были сконструированы и изготовлены жетонные автоматы — турникеты двух систем: С. М. Лано и Л. И. Левоньяна. Предварительная проба показала преимущество турникетов системы Л. И. Левоньяна и для всех 13 станций первой очереди метро предполагалось изготовить 150 жетонных автоматов. На станции «Красносельская» 14 июля 1935 года началось испытание турникетов. Жетоны для них выдавались вместе с проездными билетами. Однако испытание двух турникетов, продолжавшееся два дня, дало неудовлетворительный результат. Жетоны отправили на переплавку в город Куйбышев на металлургический завод.
[…]
Сейчас в некоторых статьях ростовский нумизмат В. А. Назаров пишет о жетоне московского метро 1935 года с выдавленной звездочкой вместо круглого отверстия. Его утверждения необоснованны, так как в том году жетоны чеканились только с круглым отверстием, ибо жетонные автоматы выполнялись под применение круглых отверстий.
Марат Глейзер. Газета «Старая миниатюра». 1994. № 22.
Однако, как видно на фотографии, жетон с выдавленной звездочкой действительно существовал. Вполне вероятно, что именно он и находился в обращении только два дня. Конструкция турникетов того времени вряд ли была приспособлена к каким-либо особенным формам отверстий (отверстия делались только для того, чтобы не путать жетоны с монетами).
Не исключено также, что описанная выше история о невыполнении плана имеет прямое отношение к существованию двух форм отверстий. Возможно, технологически медленная операция по выдавливанию звездочек была заменена технологически более простой (в один заход) операцией по прокалыванию дырочек.
В любом случае, жетон с круглым отверстием встречается у коллекционеров часто, а с звездообразным — почти нет.
Из коллекции Антона Кожары.
Бронза?
∅ 19 мм?
Приведенная коллекция «Жетоны метро в других городах России и бывшего СССР» не претендует на полноту. У автора нет никакого желания обновлять и пополнять ее.