Работы по укладке пути выполняют специализированные организации, оснащенные путеукладочным оборудованием, специальными машинами и средствами малой механизации. Современная технология укладки пути основана на укрупнительной сборке элементов верхнего строения пути на звеносборочной базе, где выполняют сортировку, маркировку рельсов и гнутье рельсов, предназначенных для укладки в кривых, заготовку рельсовых рубок, предварительную сборку стрелочных переводов и перекрестных съездов с последующей разборкой их на укрупненные блоки, прикрепление к шпалам стальных подкладок.
Со звеносборочной базы укрупненные блоки на специальном подвижном составе доставляют к месту укладки.
Перед укладкой пути выполняют подготовительные работы.
Если тоннели имеют обделку кругового очертания, то устраивают жесткое основание, т. е. лотковую часть обделки тоннеля заполняют бетоном. Предварительно до укладки бетона основания выполняют гидроизоляцию лотка (чеканкой швов обделки) и болтовых соединений (установкой специальных шайб). Перед укладкой бетона лоток тщательно очищают и просушивают. Бетонирование производят участками протяженностью не менее 50 м сгпосле-дующим уплотнением бетона вибраторами. После набора бетоном жесткого основания проектной прочности приступают к устройству верхнего строения пути.
Укладка верхнего строения пути включает в себя следующие работы: спуск и прием укладочных материалов и перемещение их в тоннелях, монтаж рельсо-шпальной решетки из одиночных (монтажных) рельсов, рихтовку (выправление в профиле и плане) и раскрепление пути, укладку путевого бетона, монтаж и балластировку стрелочных переводов, монтаж контактного рельса, замену одиночных рельсов на сварные плети.
К месту укладки рельсы доставляют через портал на тележках, по стволу или по наклонному эскалаторному тоннелю — на канатах. Наклонный тоннель для спуска рельсов оборудуют специальными лотками из швеллера, по которым рельсы спускают на канате лебедкой, установленной на поверхности у устья тоннеля.
Можно использовать и устройство для спуска рельсов в виде цилиндра с глухим днищем. Стенки цилиндра имеют створки на петлях. Цилиндр на поверхности загружают рельсами, его створки соединяют замками и в таком виде транспортируют до лесоспуска. После запасовки грузовым канатом цилиндр по лесоспуску спускают в шахту и с помощью оттяжной лебедки укладывают в околоствольном дворе. Распасовав грузовой канат, оттяжной лебедкой выгружают рельсы из цилиндра. По тоннелям рельсы перемещают на тележках, оборудованных специальными винтовыми захватами.
Шпалы грузят по 6-8 шт. на тележки узкой колеи, спускают в клети и доставляют к месту укладки электровозом. Возможен также спуск шпал на канате по лесоспуску. Балластные материалы доставляют опрокидными вагонетками.
До укладки пути у правой (по ходу движения поезда) стены тоннеля устанавливают реперы. Укладку пути начинают с раскладки по лотку тоннеля шпал с накладками и монтажных бетонных кубиков. Одиночные рельсы устанавливают на кубики и краской отмечают на рельсах положение осей шпал. Затем навешивают шпалы одним концом на поднятый рельс, вкантовывая его в реборды подкладок и закрепляя штырями. Аналогичным способом подвешивают вторые концы шпал. Выполняют передвижку рельсо-шпальной решетки на проектную ось, для чего ее поднимают домкратами, извлекают монтажные кубики и опускают на лоток тоннеля. Затем с помощью домкратов поднимают рельсо-шпальную решетку на 10-15 см, подводят под нее монтажные бетонные кубики и убирают домкраты. Далее, при второй подъемке рельсо-шпальную решетку с помощью бетонных кубиков и деревянных клиньев поднимают еще на 10-12 см, обеспечивая возвышение наружной нити на кривых. Точную подгонку рельсовых нитей по высоте выполняют подбивкой клиньев.
Установив деревянные межрельсовые распорки, с помощью распорных домкратов и труб раскрепляют рельсо-шпальную решетку. Вращением рукоятки домкрата сдвигают рельс в нужную сторону, при этом наряду с раскреплением выполняют окончательную рихтовку рельсо-шпальной решетки.
После раскрепления пути устанавливают деревянную или инвентарную стальную опалубку лотка и противоугонных гнезд, монтируют временный путь узкой колеи. Лоток тоннеля очищают от строительного мусора и промывают струей воды (под напором). Все рельсовые скрепления и стыки для предохранения от попадания бетона укрывают инвентарными железными кожухами, подошвы рельсов смазывают смесью мазута и керосина, покрывают гидро-изолом винты распорных домкратов.
Непосредственно перед началом укладки путевого бетона маркшейдеры еще раз проводят инструментальную проверку положения пути в плане и профиле.
Бетонную смесь к месту укладки подают в бункерных тележках широкой колеи, имеющих боковые люки-затворы. Смесь разгружают из тележки через затворы равномерно в обе стороны, разравнивая и тщательно подбивая ее под шпалы глубинными вибраторами. У стен тоннеля в свежеуложенном бетоне устраивают водоотводные канавки с помощью шаблона из трубы диаметром 60 мм (на половину ее сечения). Вибрирование бетона ведут до появления на его поверхности цементного молока. При вынужденном перерыве бетонирования стык (шов) располагают в междушпальном пространстве, но не под шпалой.
После уплотнения бетона поверхность его заглаживают мастерком. Очищают от бетона шпалы и рельсы, снимают защитные кожухи со стыков скреплений и переносят кожухи на следующий участок. Качество укладки путевого бетона проверяют простукиванием, обнаруженные при этом пустоты под шпалами заполняют цементным раствором с помощью ручного гидропресса через пробуренные в бетоне отверстия.
Снятие распорных домкратов, опалубки лотка и противоугонных гнезд выполняют после достижения бетоном не менее половины проектной прочности.
Устройство сливов к шпалам у стен тоннеля, профилировку противоугонных гнезд и дренажного лотка выполняют цементно-песчаным раствором с приданием поверхности заданных уклонов. Профилирование дренажного лотка производят с помощью специального шаблона, протягивая его по лотку. Для упрочения бетонных поверхностей производят их железнение, для чего поверхность смачивают водой, посыпают цементом и затирают до получения темно-серого цвета.
После окончания всех бетонных и отделочных работ рельсы и скрепления протирают ветошью, смоченной в смеси мазута с керосином, а поверхность и торцы шпал и шпал-коротышей смазывают креозотом.
Бетонирование пути ведут в однопутных тоннелях одновременно сразу на всю ширину, в двухпутных — от каждой стены до середины междупутья. Протяженность участка непрерывного бетонирования составляет 25-100 м.
До укладки стрелочных переводов на месте расположения их на бетонном жестком основании отсыпают и тщательно разравнивают щебеночный слой. Затем раскладывают деревянные переводные брусья. Основным документом для разбивки стрелочного перевода является эпюра — схематичный чертеж перевода, состоящий из трех частей: эпюры укладки брусьев; схемы разбивки перевода с указанием основных его параметров, необходимых для укладки; спецификации, содержащей размеры, число и массу рельсов, брусьев и скреплений.
Переводные брусья под стрелкой и соединительными путями (до центра перевода) располагают перпендикулярно оси прямого пути, а под крестовиной — перпендикулярно биссектрисе угла крестовины. Монтаж стрелочного перевода начинают с закрепления оси путей, центра стрелочного перевода, математического центра крестовины. Затем по брусьям согласно маркировке раскладывают рельсы, крестовины и другие детали перевода, сболчивают все элементы с соблюдением необходимых зазоров. Завершив разгонку переводных брусьев с установкой их по меткам и шнуру, крепят шурупами все части стрелочного перевода к брусьям и поднимают стрелочный перевод на монтажные бетонные кубики. После этого в шпальные ящики засыпают щебень, подбивая его под брусья шпа-лоподбойками. Подъемку и рихтовку перевода, засыпку щебня и заполнение шпальных ящиков выполняют троекратно до устранения пустот.