Основными потребителями электроэнергии в период строительства метрополитена являются проходческие комплексы, другие тоннельные машины и механизмы, насосные и вентиляционные установки, компрессорные и замораживающие станции, устройства производственно-бытового назначения.
Источником питания строительства электроэнергией служат высоковольтные городские линии электропередачи. На строительных площадках устраивают комплектные трансформаторные подстанции (КТП) наружной установки.
С помощью трансформаторов ток высокого напряжения (6000— 10000 В) преобразуется в ток низкого напряжения (220-380 В) и поступает на распределительное устройство, откуда электроэнергия подается по кабелям и проводам к месту потребления. Чаще всего магистральные сети выполняются кабелями, которые прокладываются на тросах по деревянным опорам, в траншеях, частично по стенам временных зданий и сооружений.
Магистральные кабели наращивают по мере строительства тоннелей. Соединение их выполняется при помощи штепсельных разъемов.
В подземных электрокамерах устанавливают распределительные щиты 380 В, щиты постоянного тока и выпрямительные агрегаты, дающие питание контактной сети для откаточных электровозов. В каждом тоннеле прокладывают два низковольтных кабеля, наращиваемых по мере проходки тоннеля.
Потребителей подземных выработок подключают к низковольтным распределительным пунктам.
В шахтных сетях низкого напряжения применяются стандартные напряжения: 380 В переменного тока для силовых нагрузок; 220, 127, 36 и 12 В переменного тока для освещения и ручного электроинструмента; 300 В постоянного тока для откатки контактными электровозами.
Для наружного освещения стройплощадок и освещения открытых работ на инвентарных мачтах устанавливают прожекторы.
Подземные выработки освещаются рудничными светильниками с лампами накаливания на напряжение 36 В в зоне забоя, в насосной центрального водоотлива, в стволах и в других выработках с незачеканенной обделкой. В остальных случаях принято напряжение 220 В.
Однофазные замыкания на землю являются наиболее частыми причинами аварий в электрических сетях. Происходят они, как правило, из-за повреждения изоляции в элементах установки или в электрических сетях. Для обеспечения безопасности людей выполняют заземление корпусов электрооборудования и устанавливают заземляющие устройства.,
Для приведения в действие пневматических приводов машин и механизмов и при сооружении тоннелей кессонным способом используют сжатый воздух. Машины, вырабатывающие сжатый воздух с давлением свыше 0,2 МПа, называют компрессорами.
Для централизованного снабжения строительства сжатым воздухом сооружают компрессорные станции. В зависимости от типа компрессоры устанавливают в специальном здании или открыто, под навесом.
На стройплощадках с незначительным потреблением сжатого воздуха устанавливают передвижные компрессорные станции производительностью 10 м3/мин. От компрессорных станций до мест потребления сжатый воздух поступает по стальным трубам. Непосредственно к потребителям сжатый воздух подается по гибким прорезиненным шлангам.