Тоннельный транспорт

Тоннельный транспорт служит для перевозки разработанной породы из забоя в отвал, для доставки материалов и оборудования к месту производства строительно-монтажных работ. При ведении горных работ бесперебойность работы транспорта особенно важна, так как в горной выработке нет места для временного складирования материалов и горной массы.

Транспортные средства по принципу действия разделяют на средства периодического действия (все виды рельсового транспорта) и непрерывного действия (конвейерный и гидравлический транспорт). При строительстве тоннелей используют рельсовый и безрельсовый (автомобильный и конвейерный) транспорт.

Для рельсового транспорта, кроме подвижного состава (электровозов, вагонеток), необходим рельсовый путь. Путь состоит из нижнего и верхнего строения. В строящихся тоннелях нижним строением — основанием пути служит подошва.выработки или плоский лоток обделки.

К верхнему строению относятся стальные рельсы, деревянные шпалы или заменяющие их тиранты (бревна, уложенные в лоток поперек тоннеля) и рельсовые скрепления, которыми рельсы прикрепляют к шпалам. При укладке пути без шпал, прямо на бетонное основание, используют рельсовые звенья в виде рельсов, прикрепленных к поперечным металлическим планкам.

Для откаточных путей применяют стальные рельсы 8-метровые стандартного профиля типов Р18, Р24 или Р38 (цифра указывает округленную массу 1-метрового отрезка рельса в килограммах). Ширина колеи откаточных путей 600, 750 или 900 мм в зависимости от типа подвижного состава (электровозов и вагонеток). Рельсы на стыках торцов соединяют между собой накладками с болтовым креплением, оставляя зазор не более 5 мм. Для повышения упругости стыки располагают между шпалами. Пути в подходных штольнях, как правило, бетонируют до уровня головки рельсов.

Для наращивания пути у забоя используют вставки-времянки из отрезков рельсов длиной от 1 до 4 м, которые по мере подвига-ния забоя заменяют целыми звеньями рельсов. Применяют также выдвижные рельсовые звенья (рис. 62) из положенных набок (внутри постоянной рельсовой колеи) рельсов 1, плотно прижатых к неподвижным рельсам основного пути распорками 2. Погрузочная машина или вагонетка при переходе на выдвижные рельсовые звенья передвигается по их шейке ребордами своих колес. Выдвижные звенья по мере продвигания забоя заменяют обычными рельсовыми звеньями.

При укладке в выработке одного пути через каждые 150-200 м устраивают разминовки, длина которых соответствует наиболее длинному составу вагонеток.

Для перевода подвижного состава с одного пути на другой служат стрелочные переводы или съезды. Стрелочный перевод (рис. 63) состоит из подвижных заостренных отрезков рельсов (перьев) 7, неподвижных рамных рельсов 4 и механизма 5 перевода перьев в одно из крайних положений. Сопряжение рельсов прямого пути с рельсами ответвления выполняют с помощью крестовины 2 и двух контррельсов 3. Замену вагонеток у забоя обеспечивают плиты-разминовки или платформы, входящие в состав проходческого комплекса.

Для перевозки породы и сыпучих грузов используют вагонетки (рис. 64), а для транспортирования элементов обделки и оборудования — платформы.

Для разгрузки вагонеток с глухим кузовом (рис. 64, а) применяют круговые опрокидыватели (рис. 65) с горизонтальной осью вращения. Вагонетку закатывают в опрокидыватель, и при полном его обороте она разгружается.


Рис. 62. Рис. 63. Рис. 64. Шахтные вагонетки:
а-с глухим кузовом: б-с опрокидным кузовом; в — блокотюбинговозка; 1 — кузов; 2 — ходовая часть; 3 — элемент сборной обделки

Отдельные вагонетки сцепляют в состав вручную. Новые вагонетки с автоматической сцепкой сцепляются при соударении, а для их расцепки необходимо нажать ногой на рычаг расцепления сцепки одной из вагонеток.

Вагонетку с опрокидным кузовом (рис. 64, б) разгружают путем наклона кузова в необходимую сторону вручную или с помощью механизма опрокидывания.

Платформы-блокотюбинговозки (рис. 64, в) имеют открытую низкую площадку, на которую тюбинги (или блоки) укладывают спинкой вниз и расклинивают. Для перевозки длинномерных материалов применяют платформы со вставными или приваренными к раме вертикальными стойками.

При строительстве метрополитенов в качестве локомотивов чаще всего используют контактные электровозы (рис. 66, а), получающие электроэнергию от воздушного, подвешенного на высоте не менее 2,2 м контактного провода.

Реже применяют аккумуляторные электровозы (рис. 66, б), получающие электроэнергию от размещенной на электровозе аккумуляторной батареи, или дизелевозы — локомотивы с двигателем внутреннего сгорания.

На коротких прямых участках тоннеля можно применять канатную откатку с использованием тяговых (маневровых) лебедок.

Конвейеры (транспортеры) (рис.67) — преимущественно ленточные — малой длины при строительстве метрополитенов применяют для перемещения породы при щитовой проходке тоннелей и для вспомогательных работ на поверхности. Тканевая прорезиненная или синтетическая лента является одновременно тяговым и грузо-несущим органом конвейера. Для поддержания и направления ленты для придания грузовой ее ветви лотковой формы служат роликовые опоры.

Наиболее распространенным видом наземного транспорта, обслуживающим строительство метрополитенов, является автомобильный. Разнообразные по назначению автомобили используют для перевозки оборудования, материалов, породы.

Автомобили-бетоносмесители предназначены для приготовления и перевозки бетонной смеси. В эксплуатации находится также обширный парк прицепов-роспусков для перевозки длинномерных материалов, трайлеров для перевозки тяжеловесных неделимых грузов, контейнеровозов, панелевозов и др.

Транспортные средства являются источником повышенной опасности. Так, запрещено перевозить людей на электровозах и в вагонетках.

Во время движения состава по горной выработке следует пропустить его, стоя в безопасном месте. При сцепке вагонеток работать следует только одной рукой. По выработкам, в которых подвешен контактный проход, нельзя переносить длинномерные материалы или инструменты на плече.


Рис. 65. Круговой опрокидыватель:
1 — привод; 2 — барабан; 3 — уголки; 4 — упорные ролики; 5 — рельсовый путь


Рис. 66. Шахтные электровозы:
В выработках, где подвешен контактный провод, через каждые 100 м, а также на пересечениях с другими выработками и на кривых участках вывешивают светящиеся надписи: «Берегись! Провод под напряжением».

Запрещается односторонняя загрузка вагонеток, а также их перегрузка. Нагружать их следует ниже бортов кузова на 10 см. Вагонетки, груженные выше бортов или с грузом, выступающим за габариты вагонеток, перевозить запрещается.

Откатывать вручную или оставлять на уклоне вагонетки и площадки можно только с разрешения начальника смены. При этом они должны быть надежно заторможены с помощью металлических башмаков.

Прежде чем отцепить вагонетку от состава, ее следует предварительно затормозить башмаком. При опрокидывании кузова вагонетки следует стоять только со стороны буферов. Сбоку вагонетки стоять запрещается. При откатке вагонетки вручную следует находиться сзади нее. Откатывать на себя вагонетку, а также стоять сбоку запрещается. Откатывать вагонетки следует со скоростью идущего человека.

Разгонять вагонетку и оставлять ее без сопровождения запрещается. Нельзя откатывать одновременно несколько вагонеток.


Рис. 67. Ленточный конвейер:
1 — редуктор; 2 — приводной барабан; 3 — прорезиненная лента; 4 — обводной (натяжной) барабан; 5 — натяжное устройство (для ленты); 6 — роликовые опоры; 7-рама; 8 — электродвигатель