Монтаж контактного рельса и укладка рельсовых плетей

Монтаж контактного рельса ведут по укладочному плану после бетонирования пути, укладки стрелочных переводов и съездов. Монтаж начинают с раскладки элементов контактного рельса (сварных плетей, кронштейнов и деталей крепления, изоляторов и других деталей крепежного узла, скреплений) с путевых тележек.

Очистив концы шпал от бетона или щебня, с помощью шаблона размечают отверстия для крепления кронштейнов. Кронштейны представляют собой дугообразную деталь из швеллера ╧ 10, к верхней части которой приварена так называемая коробка. Нижний прямой участок кронштейна имеет хвостовую часть с отверстием посередине.

Опоры-кронштейны 5 (рис. 160) контактного рельса располагают через 4,25-5,5 м, а в местах расположения температурных стыков — через 2,5 м.

Плеть контактного рельса, уложенную между ходовыми рельсами на обрезки швеллеров или двутавров, сдвигают на хвостовую часть установленных кронштейнов и с помощью специальных рельсоподъемников подвигают к месту крепления. Узел крепления 7 обеспечивает надежную изоляцию контактнзго рельса 6.

Выполнив сборку крепежных узлов с установкой изолирующих прокладок, изоляторов и скоб, производят затяжку болтов всех элементов крепежного узла.

Далее стыкуют рельсовую плеть со смежной плетью или концевым отводом, устанавливают противоугоны, ослабляют ранее установленные шурупы, проверяют по строительному шаблону габа-ритность контактного рельса, положение его в плане и профиле, регулируют кронштейны, снова затягивают два шурупа и устанавливают третий шуруп на кронштейне.

Контактный рельс находится под высоким напряжением. Для безопасности контактный рельс на всем протяжении сверху и с боков закрывают защитным коробом.

Полимерные короба в пролетах между кронштейнами монтируют на установленные перпендикулярно оси рельса вкладыши внахлест не менее 50 мм, по ходу движения поезда. Пропилы в коробах в местах установки шин питания и противоугонов выполняют по месту при установке коробов.

Разметку мест установки вкладышей производят на контактном рельсе масляной краской из расчета установки трех вкладышей на каждый короб: два крайних вкладыша в 300-350 мм от конца короба и один — посередине между ними.

Замену одиночных (монтажных) рельсов на сварные плети начинают с разборки одиночных рельсов, для чего снимают маятниковые штыри, демонтируют стыки. Затем снимают рельсы с подкладок, очищают их от грязи и наплывов бетона.

Рельсовые плети доставляют к месту укладки на специальных тележках. Освободившиеся тележки используют для обратной вывозки одиночных рельсов. Очистив подкладки от бетона, устанавливают подрельсовые прокладки и производят укладку рельсовых плетей на подкладки. Перед этим выполняют промеривание плети, обрезку концов ее и сверление отверстий в стыках. Завершают укладку рельсовых плетей монтажом стыков, установкой маятниковых штырех и шплинтов.

При производстве рельсоукладочных работ применяют следующие средства малой механизации: рельсорезные и рельсосверлильные станки, рихтовочные и путевые домкраты, гидравлические рихтовщики, разгонщики шпал и зазоров пути, электрошпалоподбой-ки и нормокомплекты для подъемки и рихтовки стрелочных переводов.


Рис. 160. Подвеска контактного рельса:
1 — шпала; 2 — путевой рельс; 3 — шуруп; 4 — шайба; 5 — опора-кронштейн; 6 — контактный рельс; 7 — узел крепления; 8 — токосъемник

Зачистку наплывов и пленок на рельсах и деталях стрелочных переводов выполняют рельсошлифовальными машинами, проверку состояния металла рельсов — ультразвуковыми или магнитными дефектоскопами. Для непрерывной ручной проверки ширины колеи и положения по уровню служит путеизмерительная тележка и ка-тучий путевой шаблон.

Габаритный вагон и габаритную раму используют для контрольной сплошной проверки габарита приближения оборудования. Перевозят их мотовозом или дрезиной.

Правильность подвески контактного рельса проверяют тележкой и катучим шаблоном контактного рельса.

При перемещении рельсов по узкой колее их грузят на две тележки. Сопровождающие находятся сзади подвижного состава. На участке тоннеля, где транспортируют рельсы и шпалы, производство каких-либо других работ запрещается.

При изгибании рельсов запрещается находиться вблизи концов рельсов во избежание травмирования при внезапном изломе рельсов.