Строительство новых линий метрополитена начинают, как правило, с создания строительных площадок. Это позволяет к началу основных строительно-монтажных работ обеспечить объект временными коммуникациями (дороги, энерго- и водоснабжение и т. д.), санитарно-бытовыми и производственными помещениями, смонтировать механизированные установки, необходимые для работы шахты.
До начала строительства трассу новой линии метрополитена разбивают на участки и намечают на каждом из них строительные площадки.
Строительной площадкой называют земельный участок, временно отведенный в соответствии с проектом для производства строительно-монтажных работ. Места для стройплощадок выбирают с учетом возможно меньшего стеснения нормальной жизни города, удобства подъезда и выполнения земляных работ по планировке площадок. Площадки с прилегающими к ним участками трассы закрепляют за отдельными строительно-монтажными управлениями (СМУ). Располагают площадки, как правило, у ствола шахты при закрытом способе работ или вблизи трассы при открытом способе.
На площадке для строительства тоннелей закрытым способом возводят (как правило, до проходки шахтного ствола) комплекс зданий и сооружений, необходимых для обеспечения нормальной работы шахты. Непосредственно у шахтного ствола располагают основные сооружения: надшахтный копер и здание, бункерную и тельферную эстакады, здание подъемной машины. Все они составляют надшахтный горный комплекс. Его располагают на поверхности над околоствольным двором и соединяют с последним стволом шахты.
Надшахтный копер чаще всего монтируют из тюбингов с помощью грузоподъемного крана, установленного над устьем ствола. При этом оставляют необходимые технологические проемы. В верхней части копра устанавливают шкивы для направления подъемных канатов в ствол. Внутри копра собирают металлоконструкции, к которым крепят приемные площадки, проводники, лестницы для прохода людей.
Надшахтное здание располагают над стволом. В нем размещают оборудование для спуска и подъема работающих, выдачи грузов из шахты, спуска материалов и оборудования в шахту (круговые опрокидыватели для разгрузки вагонеток, толкатели вагонеток, перестановочные площадки, устройства для очистки вагонеток от налипшей породы).
Бункерная эстакада, являющаяся составной частью надшахтного здания, примыкает к стволу, она имеет два бункера, в которых при разгрузке вагонеток накапливается порода для механизированной погрузки ее в автомобили-самосвалы.
Тельферная эстакада представляет собой высокий навес, под кровлей которого подвешен монорельс, по которому передвигается электрическая таль для подъема грузов. Под тельферной эстакадой складируют элементы сборной тоннельной обделки и материалы для доставки в шахту.
В здании подъемной машины размещают подъемные машины и аппаратуру управления ими.
Расположенное в определенной последовательности технологическое оборудование надшахтного горного комплекса обеспечивает поступление породы в (Приемные бункеры, перемещение вагонеток и блокотюбинговозок. Вагонетки с материалами подают с поверхности на надшахтный горный комплекс с помощью вспомогательного подъемника. Элементы сборной обделки (тюбинги, блоки) поднимают и грузят на блокотюбинговозки электроталью. Перемещение подвижного состава по горному комплексу, постановку вагонеток и блокотюбинговозок в клеть и выкатку их из клети обеспечивают толкатели верхнего действия. Разгрузка породы из вагонеток происходит, когда опрокидыватель делает полный оборот (при положении вагонетки вверх дном). При необходимости очистить вагонетку опрокидыватель останавливают в промежуточном положении и рабочий орган устройства для очистки вводят в кузов вагонетки. Выталкивание порожней вагонетки из опрокидывателя на перестановочную тележку производит толкатель нижнего действия при закатывании очередной груженой вагонетки. Подачу груженых вагонеток от клети к опрокидывателю и порожних обратно обеспечивают перестановочные тележки.
Для утепления и защиты от атмосферных осадков надшахтный горный комплекс обшивают стенками и перекрывают кровлей.
Процесс откатки в околоствольном дворе начинается с опускания клети с порожней вагонеткой. К этому времени груженые породой вагонетки доставлены электровозом из забоев в около-ствольный двор и установлены на стопорах. Очередная груженая вагонетка подводится толкателем верхнего действия по соответствующему рельсовому пути, открываются предохранительные решетки, порожняя вагонетка освобождается от фиксирующих устройств в клети. При заталкивании груженой вагонетки из клети автоматически выталкивается порожняя вагонетка. Затем груженая вагонетка фиксируется в клети, закрываются защитные решетки клетевого отделения, и клеть поднимается на поверхность. По мере отправки груженых вагонеток на поверхность электровозы доставляют в околоствольный двор новые составы. Порожние вагонетки, вагонетки с материалами или платформы с элементами обделки, поступающие с поверхности, откатывают в подходную штольню для формирования их в составы, после чего электровозы доставляют их в забой или к месту работ.
Механизированный горный комплекс для лроходки тоннелей мелкого заложения монтируют на границе открытого и закрытого способов работ непосредственно над одним из тоннелей.
К вспомогательным сооружениям на стройплощадке относят: комплектные трансформаторные подстанции; компрессорную станцию (ее сооружают при отсутствии централизованного снабжения сжатым воздухом); замораживающую станцию (ее устраивают при необходимости искусственного замораживания грунтов); механическую мастерскую, арматурную площадку; растворный и бетоносмесительный узел; склад цемента и бункер для песка; склады материалов закрытого и открытого типов; душевой комбинат для бытового обслуживания рабочих; медицинский пункт для оказания первой помощи пострадавшим; административное здание (контора), столовую или буфет.
Для сокращения сроков и затрат на строительство временных сооружений под них при возможности приспосабливают существующие строения или возводят их из сборных деталей или изделий заводского изготовления. Подобные сооружения называют временными типовыми зданиями (ВТЗ). Конструкции ВТЗ сборно-разборного типа из каркасно-панельных изделий можно повторно применять 3-4 раза.
Особое внимание следует уделять правильному складированию железобетонных конструкций и деталей, представляющих опасность из-за значительных размеров и массы.
Сборные бетонные и железобетонные конструктивные элементы укладывают штабелями (рис. 78) в зоне действия монтажных механизмов с соблюдением определенных требований.
Тюбинги и железобетонные блоки тоннельной обделки складируют в штабели по маркам до шести рядов общей высотой не более 2,5 м с подкладками и прокладками.
Сборные железобетонные тонн.ельные конструкции типовых станций, вестибюлей, одно- и двухпутных тоннелей метрополитенов открытого способа работ укладывают следующим образом:
железобетонные сваи — в штабели высотой 2 м (но не более четырех рядов) с подкладками и прокладками; при этом головы свай должны быть уложены в одну сторону;
лотковые блоки и блоки перекрытий — в штабели высотой не более 2,5 м с подкладками и прокладками;
блоки фундаментные для колонн — в штабели высотой до 2,5 м (но не более четырех рядов) с подкладками и прокладками;
боковые и промежуточные стеновые блоки — в кассеты вертикально или в пирамиды;
колонны станций и вестибюлей — в штабели до четырех рядов высотой не более 2,5 м с прокладками и подкладками;
длинномерные железобетонные балки длиной до 6 м — в штабели высотой до 2 м (но не более двух рядов) с подкладками и прокладками; длиной до 12 м-в один ярус с подкладками;
длинномерные железобетонные балки таврового сечения — в штабели высотой до 2 м (но не более двух ярусов) с подкладками и прокладками, с дополнительными боковыми подкосами или другими специальными устройствами, обеспечивающими их устойчивость;
крупногабаритные тяжеловесные железобетонные блоки — в один ряд с подкладками.
Рис. 78. Складирование материалов и изделий:
а — трубг б — двутавровых стальных балок; в — железобетонных балок; г — железобетонных плит; д — железобетонных блоков тоннельной обделки
Проходы между секциями цельносекционной сборной обделки должны быть не менее 1 м, проезды — не менее 7 м.
Пиломатериалы и круглый лес складируют в штабели определенных высоты и ширины.
Кирпич, доставляемый на поддонах, складируют не более чем в два яруса; доставляемый в контейнерах — в один ярус.
Особые правила соблюдают и при складировании некоторых других применяемых в строительстве материалов и изделий. Так, стекло в ящиках должно храниться вертикально в один ряд; битум — в плотной таре, исключающей его растекание, или в яме с ограждением по —периметру.
Сыпучие строительные материалы (песок, гравий, щебень и др.) складируют в штабелях с крутизной естественного откоса. Можно также каждый штабель сыпучих материалов ограждать прочной подпорной стенкой.
Цемент хранят в бункерах, силосах, ларях и других закрытых емкостях.
При — производстве строительно-монтажных работ (для резки и сварки металлов, устройства гидроизоляции и т. д.) применяют сжатые и сжиженные газы. Баллоны со сжатыми газами (пропан-бутан, кислород .и т. д.) хранят в вертикальном положении, защищая от солнечных лучей и осадков. Для транспортирования баллонов применяют тележки. Размещают баллоны на тележках только лежа. В пределах рабочего места разрешается перемещение баллона путем кантовки (перекатки) в слегка наклонном положении. Запрещается переносить баллоны на руках или на плече — при падении баллона может произойти взрыв.
При складировании материалов учитывают требования стандартов или технических условий на них. Например, запрещается бросать рулоны гидроизоляционных материалов. При перевозке и хранении их укладывают горизонтально, не более трех рядов по высоте. Хранят рулоны в сухом закрытом помещении, не ближе 1 м от отопительных приборов, берегут от прямого воздействия солнечных лучей. Стеклорубероид хранят в вертикальном положении с прокладкой досок между рядами.