Подъемно-транспортные устройства

Подъемно-транспортное оборудование может быть подъемным, напольным и надземным. К подъемному оборудованию относят блоки и тали (тельферы), подвешенные к неподвижным опорам, домкраты и другие механизмы. Напольным оборудованием являются лебедки, передвижные краны, тележки и другие устройства. Надземное оборудование включает в себя кран-балки, монорельсы, мостовые и другие грузоподъемные краны.

Блок (рис. 72, а) —это вращающийся на оси диск (ролик), по ободу которого сделан желоб для каната, поднимающего груз. Для выигрыша в силе пользуются двумя блоками: подвижным и неподвижным. Грузоподъемное устройство из двух блоков, огибаемых канатом или цепью, называют полиспастом (рис. 72, б). Поднимаемый груз подвешивают к обойме подвижного блока. С помощью блоков или полиспаста можно поднимать или перемещать грузы по горизонтальной или наклонной плоскости.

Таль (рис. 72, в) — это компактный подвесной подъемный механизм с ручным, электрическим или пневматическим приводом. Ее подвешивают над местом работы или монтируют на монорельсе на тележке (кошке). При этом груз может перемещаться как вверх-вниз, так и в горизонтальном направлении.

Для перемещения грузов на небольшую высоту и малые расстояния применяют реечные, винтовые и гидравлические домкраты (рис. 73).

Машинами для подъема или перемещения грузов канатом, навиваемым на барабан, являются лебедки с механическим или электрическим приводом. Они являются составной частью подъемных кранов, горных и других машин. При небольших объемах работ и малой скорости перемещения применяют ручные лебедки (рис. 74).

Подъем и спуск груза с помощью электрической лебедки производятся путем реверсирования (изменения направления вращения) ротора двигателя.

Кранами называют машины периодического действия, которые используют для подъема и перемещения грузов. Основой любого крана являются ферма и механизмы подъема и перемещения груза. Многие краны имеют механизмы передвижения и поворота, а также подъема своих собственных конструкций (самомонтирующиеся краны).

При строительстве метрополитенов краны используют для перемещении грузов при монтаже тоннельных конструкций открытого способа работ, строительных конструкций вестибюлей, депо, надшахтных, служебных и жилых зданий.

В метростроении применяют козловые, стреловые и башенные грузоподъемные краны.

Для строительства открытым способом станций (реже — перегонных тоннелей) метрополитенов, а также для выполнения погрузочно-разгрузочных работ на строительных площадках применяют козловые самомонтирующиеся краны ККТС-20 пролетом до 40 м и грузоподъемностью 20 т. Такой кран (рис. 75, а) имеет две опоры 2, установленные на четырех ходовых тележках 1, и пролетное строение (мост) 3, по которому перемещается грузовая тележка с лебедкой. Ходовые тележки передвигаются по подкрановым путям. Кабина управления краном подвешена на дополнительной каретке, связанной с грузовой тележкой.


Рис. 72. Грузоподъемные устройства:
а— блок; б-полиспаст; в — таль; 1 — щека; 2 — проушина; 3 — обойма (скоба); 4 — крюк; 5 — ролик


Рис. 73. Домкраты:
a— реечный; б-винтовой; в — гидравлический; 1 — рукоятка; 2 — корпус; 3 — выдвижная рейка; 4 —лапа; 5 — гайка; 6 — винт; 7 — шток; 8-ручной масляный насос


Рис. 74. Ручная лебедка:
1 — стяжные болты; 2 — щека; 3 — барабан; 4 — храповое колесо; 5 — рукоятка; 6 — зубчатое колесо

Башенным краном (рис. 75, б) называют поворотный кран со стрелой, закрепленной в верхней части вертикально расположенной башни. Находящаяся на верху башни кабина машиниста обеспечивает хороший обзор фронта работ. Груз поднимают с помощью грузовой лебедки. Грузозахватным органом крана является крюковая подвеска.


Рис. 75. Подъемные краны:
а — козловый ККТС-20; б — башенный; в — пневмоколесный; 1 — ходовай тележка; 2 — опоры; 3 — мост; 4— кабина управления; 5 — грузовая тележка; 6 — опорная часть; 7 — башня; 8 — грузовая лебедка; 9 — стрела; 10 — крюковая подвеска; 11 — поворотная часть; 12 — выносные опоры (аутригеры); 13 — рама на колесном ходу

Мобильные стреловые краны (рис. 75, в) широко применяют на строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работах, особенно три строительстве объектов, удаленных один от другого на значительные расстояния. Такие краны, как правило, состоят из двух основных частей: ходовой — нижней несущей рамы, к которой крепятся ходовые устройства, и поворотной, в которую входит платформа с крановыми механизмами, стрелой, мачтой (стойкой) и ее оснасткой. По типу ходового устройства краны делят на рельсовые и безрельсовые. Безрельсовые краны могут быть трак-торные, гусеничные или на пневмоколесном ходу.

Наиболее широко распространены самоходные стреловые краны на шасси грузовых автомобилей. Высокие транспортные скорости, хорошая проходимость и сменное рабочее оборудование делают их применение весьма эффективным.

Любое перемещение груза сопровождается минимум двумя операциями: строповкой и .непосредственно перемещением.

Строповкой называют крепление груза к крюку грузоподъемного средства для подъема, расстроповкой — освобождение груза от крюка после его установки. Конструкции и их составные части стропуют перед перемещением и расстроповывают только после установки в проектное положение, выверки и надежного закрепления.

Для крепления груза к крюку применяют стропы из стального каната или захваты.

Стальные канаты состоят из отдельных тонких стальных проволок диаметром от 0,2 до 3 мм, свитых вокруг одного центрального стержня (сердечника). Пеньковый сердечник придает канату гибкость и удерживает смазку.

Из отдельных кусков канатов изготовляют стропы — простейшие съемные грузозахватные приспособления с закрепленными по концам коушами (петлями) или крюками, которые упрощают крепление стропов на поднимаемом грузе.

Канатные стропы (рис. 76) бывают одно-, двух-, трех— и четырехветвевые, универсальные и полуавтоматические. Универсальные стропы служат для строповки грузов обвязкой, остальные — для навешивания грузов, имеющих приспособления в виде крюков, скоб, проушин. Каждый строп должен иметь маркировку (клеймо, бирку) с указанием номера, грузоподъемности и даты последнего испытания. Применять строп без маркировки запрещено, если даже он не имеет видимых дефектов.

При подъеме грузов большой длины, сложной формы и объемных конструкций применяют плоские траверсы (рис. 77, а).

Для подъема и монтажа элементов цельносекционной обделки применяют специальное строповочное приспособление (рис. 77, б).

При работе любого подъемного механизма запрещается: оставлять грузы на весу даже на короткое время, находиться на перемещаемых или поднимаемых грузах или под ними, оставлять незакрепленными детали или конструкции в перерывах (обед, отдых) и после окончания работ.


Рис. 76. Канатные стропы:
а — одноветвевой; б — двухветвевой; в — универсальный; г — полуавтоматический; 1 — коуш; 2 — втулочное соединение; 3 — канат; 4 — кольцо строповое; 5 — крюк; 6 — заплетка с последующей обмоткой проволокой; 7 — кронштейн; 8 — гибкая связь; Р~ защелка; 10 — тяга

При строповке соблюдают следующие правила: грузоподъемность стропов должна быть не менее массы поднимаемого груза; на острые ребра поднимаемого груза под стропы помещают под-кладки; места подвески грузов должны быть расположены выше центра тяжести груза; стропы накладывают на поднимаемый груз без узлов или перекруток; усилия во всех ветвях стропов должны быть равными; способы строповки должны исключать возможность падения или скольжения груза и обеспечивать подачу его к месту установки в положении, близком к проектному.


Рис. 77. Грузозахватные приспособления:
а — плоская траверса; б — строповочное приспособление для цельносекционной обделки; 1 — кольцо строповое; 2 — канат; 3 — распорка; 4 — крюк; 5 — элемент цельносекционной обделки; 6 — стержневой захват

Правильная строповка обеспечивает безопасность работы, уменьшает время и затраты труда на подъем груза. Именно поэтому строповку грузов должны проводить только лица, специально обученные и аттестованные. До подъема и перемещения груза крепление его должно быть проверено лицом, ответственным за безопасное перемещение грузов.

Стропы хранят в закрытых сухих помещениях или под навесами на полках или вешалках и периодически смазывают.