Е. Д. Резниченко, ответственный редактор газеты «Ударник Метростроя» |
Когда был убит в Марселе югославский король Александр, уже через десять минут после этого в Париже продавали экстренные иллюстрированные прибавления к газете «Пари суар» с информацией об убийстве. Это — высокая техника. Но в годы гражданской войны наши на серой бумаге напечатанные газеты пропускались на фронт с той же скоростью, в том же порядке, как шли снаряды. Это — высокая честь. Это не значит конечно, что не нужна высокая газетная техника. Но методы нашей работы иные, и наши газеты коренным образом отличаются от западной газеты. К нам звонят с шахты при аварии рабкоры, — так звонили с 18-й шахты, когда упала эстакада: — Приезжайте скорей, товарищи редакция. Катастрофа эта — результат того, что техника безопасности была поставлена на 18-й шахте из рук вон плохо. Звонили нам, когда подавали плохой бетой, когда по вине кого-нибудь рабочие простаивали. Мы знаем о западной газете и о отарой газете, потому что я например учился в Коммунистическом институте журналистики. Западная газета уличная, она кричит на улице, она полна происшествий, ее цель — мешать читателю думать, отвлечь от истинной сущности событий, занять умы пустяками. Она не строит жизнь. «Ударник Метростроя» — маленькая газета с 15000 тиража, но она работает под руководством МК партии, ее задача была — помочь выстроить первый советский метро, воспитывать наших строителей, воодушевлять их. Возьмем например вербовку в Калтасинском районе в Башкирии. Туда вместе с вербовщиками едут и работники нашей газеты мы там выпускаем листовку на марийском языке, в которой рассказываем колхозникам, какое значение имеет метро. Объясняем, что это не московская стройка, а общесоюзная. Приглашаем их принять участие в этой грандиозной отройке. Рассказываем, как здесь можно вырасти, получить хорошую квалификацию, обогатиться интересными знаниями. В результате из Калтасинского района приезжают строить метро 4 тысячи колхозников. Когда люди приезжают, мы берем над ними шефство, и те работники газеты, которые привезли людей, связаны с ними до сих пор. Представители газеты ездили и в районы Курской области. Там на месте выпускали иллюстрированную газету, показывали куски метро, показывали, как будет выглядеть станция. Или же делали так: брали рабкора нашей газеты, колхозника, и печатали его письмо на родину. Он пишет к себе в сельсовет, своим родным, землякам, что вот я живу на метро, живу в таких-то условиях, метро — это большая стройка, — приезжайте, товарищи. Колхозник сообщает односельчанам свой адрес и приглашает их к себе в Москву, вместе строить метро. От того, как составлена наша газета или листовка, которую мы выпускаем на местах вербовки, зависит не только то, сколько приедет людей, но и кто приедет. Нас особенно интересовало качество людей, которых мы привезем на стройку. Нам важно было, чтобы на стройку в число завербованных не просочились кулаки, чтобы коллектив стройки был крепкий, классово-сплоченный. Люди приехали. С ними нужно работать. Мы выпускаем специальную газету на татарском языке. Рабочие-татары дали таких людей, как Фаяс Замалдинов на 10-й шахте. Он — один из лучших ударников. Они же дали Мингалеева, тоннельного мастера, который к нам пришел простым рабочим, Шакирова и многих других. Вот для них издается газета на татарском языке. У них есть собственный орган. Газета объединяет их друг с другом и связывает со всей рабочей массой. Многие из курских колхозников тоже стали нашими рабкорами и пишут о неполадках на шахте, о своей работе, выдвигают предложения. Курские и орловские колхозники переписываются через нашу газету со своими земляками. Когда начались выборы в советы, колхозники деревни Шуховской, колхоза «Красная заря», Старосельцев Дмитрий Макарович, Парфенов Иван Николаевич и другие — бетонщики станции «Охотный ряд» — написали своим семьям письмо, в котором рассказывали о своих успехах на стройке, интересовались тем, как в деревне выполнен их наказ о постройке моста через реку Рать, отремонтированы ли клуб и школа-десятилетка. И тут же в письме просили немедленно сообщить им, чьи кандидатуры выдвигают в сельсовет. Газета с самого начала своей работы получала от МК ВКП(б) живые и точнейшие указания, как работать. Мы получали эти указания в личных беседах, извлекали их для себя в исключительно конкретных и ясных постановлениях МК и выступлениях Л. М. Кагановича о строительстве. Вышло например известное решение МК, МГК и президиума Моссовета о качестве. Там сказано все, что нужно делать, чтобы наш метро по своему качеству был лучшим в мире. И нам, работникам газеты, уже ясно, как мы должны бороться за это. Собираем рабкоров, связываемся с общественными инспекторами, в газете ежедневно сообщаются десятки фактов: на шахте № 22 отсутствует дозировка цемента, на шахте № 36-37 плохо шпаклюется изоляция… Об этом мы узнаем из десятков писем, ежедневно посылаемых нам по почте рабочими, узнаем по телефону, из бесед на шахте и от прямо после работы приходящих к нам в редакцию бетонщиков, изолировщиков, инженеров. Какое-нибудь одно письмо рабкора, сигнализирующего нам о небольшом факте, дает часто возможность вскрыть крупные и серьезные дефекты. Так мы вскрыли безобразнейшие факты плохого качества работы на 3-м участке 8-й дистанции. При распалубке обнаружились места, не заполненные бетоном, некоторые колонны оказались на весу. Все это произошло потому, что руководители дистанции не следили за качеством. Мы не только вскрывали такие факты, но и добивались их исправления. После наших разоблачений недостатки были исправлены и дистанция стала работать гораздо лучше. Добиваясь качества, мы больше всего опирались на общественных инспекторов. Но их тоже нужно было учить работать. На 18-й шахте работал хороший общественный инспектор тов Камышанов Каждый день, окончив работу, он садился в парткоме за дневник мы печатали этот дневник, и общественные инспекторы других шахт и дистанций перенимали его опыт, учились. Газета связывается с массой через рабкоров. Многие становились нашими рабкорами по собственной инициативе. Когда на метро пришли мобилизованные комсомольцы, на некоторых шахтах их встречали неважно. Комсомолец Саварский написал нам об этом статью. Это было на второй день после его прихода на метро. С тех пор он стал одним из активнейших наших рабкоров Однажды в редакцию пришел слесарь 15-й шахты Холодов он принес с собой заявление. — Я, Холодов, — рабочий, желаю бороться в газете за пуск метро в сроки, которые нам дала партия. Прошу меня зачислить для этого в ряды рабкоров. С тех пор тов. Холодов стал самым частым посетителем редакции. Через день получали мы от него заметки. А скоро он уже сидел за столом заведующего сектором рабочих писем как его соцсовместитель. Лучшие люди стройки были нашими рабкорами. Многие товарищи, которые написали эту книгу, люди, которых вы читали, — рабкоры нашей газеты. Вместе со стройкой росли рабкоры. Выбито например где-нибудь в комнате общежития стекло. Рабочий написал нам об этом заметку. Мы добиваемся, чтобы стекло было вставлено. А рабочий этот уже пишет другую заметку, третью, по более важным поводам. Рабочий автобазы № 1 тов. Фукс первую свою заметку написал о том, что срывается строительство магазина для автобазы. Заметка помогла. И с тех пор фамилия тов. Фукса стала появляться в нашей газете все чаще и чаще. Видя, что его заметки помещаются в газете, рабочие автобазы стали ходить к нему с жалобами на разные недостатки, приносили ему для «Ударника Метростроя» заметки. А он учил их, как писать в газету, и вместе с ними добивался, чтобы по опубликованной заметке были приняты конкретные меры. Ни одно строительство в Союзе не имело такого количества и такого разнообразия газет. 700 стенных газет, 18 печатных многотиражек, даже своя литературная газета, своя техническая. Многие бригады, как это требовалось для строительства, работали, меняя свою специальность, землекопами, бетонщиками, изолировщиками, мраморщиками. И вместе с этим меняла свое лицо их стенгазета: в январе боролась за выемку каждым ударником 1 кубометра грунта, а в ноябре уже добивалась укладки 1,5 квадратного метра уфалейского мрамора. На монтаже центральной подстанции работала бригада старых монтеров тов. Соколова. Они выпускали свою стенгазету. Первый номер вышел у них на Сталинградском тракторном заводе, где они работали, потом она выходила на Магнитострое, на Днепрострое, а сейчас выходит на метро. Старый рабкор нашей газеты Ревзин стал редактором печатной газеты на шахте № 47-48, строящей станцию «Смоленская площадь». На шахте № 7-8, строящей станцию «Библиотека Ленина», редактором газеты — рабкор Лыткин. Наша газета выходит за пределы шахты и приходит к рабочему в общежитие, чтобы проверить, как он читает и понимает газету. При этом бывали такие факты. Приходишь к рабочему, спрашиваешь: — Ну, как газета? Он тебе отвечает этак неопределенно: — Ничего газета, правильная газета. |
|
Тут нельзя его отпустить. Добиваешься живого разговора. И оказывается, что этот рабочий нашу газету не читает и вообще он малограмотный. Собираем несколько таких фактов, начинаем выпускать специальную страницу, более простого содержания, крупно напечатанную для малограмотных. А через партийные и комсомольские организации добиваемся того, чтобы малограмотные не скрывали свою малограмотность, а ликвидировали бы ее. Так мы связываемся с нашим читателем. Наша газета едет с рабочими вместе по электричке на станцию Лось, где живет сейчас свыше 10 тысяч метростроевцев с семьями, там она встречается с газетой «Ударник Метростроя на Лоси». «Ударник Метростроя на Лоси» пишет о том, как подготовлять барак к зиме, советует, какую картину стоит посмотреть, в каком театре идет хорошая пьеса, даже печатает на своих страницах ноты музыкальных произведений и слова песен, чтобы рабочий мог в свободное время попеть, поиграть и как следует отдохнуть, рассказывает о лучшей уборщице, борется за чистую простыню во имя социализма. Не мы это придумали. Я принимал участие на всех совещаниях МК по Метрострою, которые зачастую проходили под председательством Лазаря Моисеевича Кагановича. Мы здесь получаем зарядку, узнаем, какую роль должна в том или ином вопросе сыграть наша газета. Лазарь Моисеевич учил нас критиковать конкретно на пользу дела, для ускорения темпов, для поднятия качества, он учил нас внимательно и заботливо относиться к каждому рабочему и сам показывал великолепные образцы такого отношения. Мне очень часто удавалось участвовать в обходе Лазарем Моисеевичем строительства. Невозможно передать те задушевные беседы, какие вел Лазарь Моисеевич с встретившимися рабочими. Чем только не интересовался Лазарь Моисеевич в этих беседах! Спецодеждой, столовой, собраниями, общежитиями, трудностями в работе… Каждое его посещение строительства электризовывало строителей и невиданно подымало энтузиазм. Широкая связь Лазаря Моисеевича с рабочими, его внимательное прислушивание к каждому предложению рабочего были для нас, газетчиков, величайшим уроком. Лично Лазарю Моисеевичу писали письма десятки рабкоров. В них они сообщали ему о недостатках и успехах на своей шахте. Благодаря этой непосредственной связи с рабочими Лазарь Моисеевич знал буквально все, что делается на каждой шахте. В своей речи на пленуме Моссовета 16 июля 1934 года Лазарь Моисеевич приводил письмо, полученное им от штукатура шахты № 12 Куратова, в котором тот сообщал, что своды тоннеля имеют неровную поверхность. На пленуме МГК 29 декабря Лазарь Моисеевич провел предложение рабочего шахты № 12 об устройстве подъездных путей. Свое предложение сделал этот рабочий Лазарю Моисеевичу в личной беседе с ним при посещении шахты № 12. Метро строит вся страна. Многие машины нам приготовляют ленинградские заводы. Такой агрегат, как советский щит, делают 29 заводов. Их нужно спаять единой ответственностью. В Ленинграде, на заводах, выполняющих наши заказы, мы выпускаем газету «Метро — пролетарской столице». К нам в газету пишут с разных концов Союза, разные люди. Железнодорожники, привезшие эшелон для Метростроя, мастера завода «Динамо» им. Кирова, строящие для нас вагоны, рабочие Брянского завода и крымских мраморных разработок. Нам пишут и жители Москвы, интересующиеся ходом строительства и заботящиеся об его скором окончании. Они пишут об оборудовании, забытом где-нибудь во дворе метростроевцами, об очистке улиц. Когда строительство одерживает какую-нибудь победу, они спешат прислать в газету свое приветствие. Мы печатали в «Ударнике Метростроя» заметки, написанные жильцом дома № 10 по Арбату — рабочим Леоновым и дворником дома на Краснопрудной Царьковым. Недавно нам прислала заметку домохозяйка А. Т. Клементьева. Наши корреспонденты, жители Москвы, особенно настойчиво интересуются тем, где будет строиться вторая очередь метро, как она будет строиться. Нам сейчас, после более чем двухлетней работы на метро, особенно ясно, какую силу приобретает газетный работник, если он до мелочей знает технику своего производства. Нам, откровенно сказать, на первой очереди приходилось трудно. Мы имели дело с разнообразнейшей техникой, с множеством различных видов работ. Нам пришлось изучать земляные и мраморные работы, методы проходки закрытым способом и штукатурное дело, бетон и щит, являющийся своеобразным подземным комбайном, изоляцию и архитектуру, изготовление мозаичных плиток и движение пород. Но зато нашу газету с одинаковым уважением и доверием читают профессор Николаи и ударник Аронов, рабочий завода «Подъемных сооружений», изготовляющего эскалаторы для станций — тов. Тихонов и домохозяйка — москвичка Днепрова, живущая в доме, под которым проходит линия метро. «Главное теперь в людях, овладевших техникой». «Надо беречь каждого способного и понимающего работника, беречь и выращивать его. Людей надо заботливо и внимательно выращивать, как садовник выращивает облюбованное плодовое дерево». Тот день, когда мы прочитали эти замечательные слова вождя, был для нас важнейшим днем. Нам, как никогда до сих пор, стало ясно, как должна будет работать газета на строительстве второй очереди метро. |