1935 год

Электропоезд готов


М. Е. Жуков, директор завода «Динамо»

Электровозы, построенные на нашем заводе, успешно конкурируют с итальянскими и работают не хуже американских. Это показала проверка их работы на Сурамском перевале. Недаром мы назвали это свое детище великим именем — «Владимир Ленин».

Между прочим Наркомпуть — непосредственный потребитель нашей продукции — встретил наш электровоз с большим недоверием. Хорошо, что общественность наша нас здесь решительно поддержала.

Когда возник вопрос о постройке подвижного состава для метро, мы ясно почувствовали большую ответственность и все трудности этой задачи. Мы постарались использовать все лучшее из иностранного опыта. Схема нами была взята английская, но конструкция аппаратов была значительно усовершенствована. Здесь мы пользовались американским материалом и отчасти — немецким. В результате получилась оригинальная советская конструкция.

Прежде всего были построены опытные образцы. Мы построили деревянный электровоз и на нем проверяли работу всех аппаратов, чтобы затем уже уверенно приступить к постройке вагонов для тоннелей.

Первой задачей было приготовить все приспособления для производства аппаратов и моторов. Это в свою очередь потребовало, как никогда раньше, образцовой работы нашей инструментальной мастерской и значительного повышения ее производительности.

Сборка вагонов метро на заводе им. Кирова «Динамо»

Был продуман и составлен точный график работы. Планы переданы в цехи. Каждому рабочему было поставлено совершенно точное задание, причем было не только указано, что именно он должен сделать, но и буквально час, когда должна была быть сдана работа.

Наши рабочие подошли к выполнению задачи с полным пониманием политической ответственности за порученное дело. Все подтянулись и внимательно следили за ходом работы. Работа каждого отдельного рабочего подвергалась ежедневному обсуждению во время обеденного перерыва.

Инженеры наши прикрепились к цехам, и отдельные неполадки, возникавшие в ходе работы, тут же ими устранялись.

Трудности начались в литейной. Первые остовы мотора но удавались. Дело это было поручено старому, опытному рабочему Гусъкову и его бригаде.

Мы вызвали тов. Гуськова и сказали:

— Неужели не вывезешь?

Для Гуськова это было вопросом самолюбия. Работал он с огромным упорством и своего добился.

Старый кадровик рабочий Мосолов выдвинул встречный план и перевыполнил свое задание. Большую и важную роль сыграли комсомольские бригады, например бригада комсомолки Качкиной. Бывший беспризорный Гришин тоже показал себя на работе как лучший ударник. Отличились инженеры Цилин и Комиков.

Основные трудности получились у нас при серийном производстве моторов. Среди некоторых инженеров даже возникли панические настроения, предлагали заново переделывать мотор.

Мы на это не могли пойти. Это означало бы срыв всех сроков.

Наши конструкторы взялись за усиленное изучение, причин неудачи первого мотора. Работа была проделана воистину колоссальная, стоившая многих бессонных ночей многим товарищам. Провели до тридцати вариантов различных испытаний и наконец нашли «причину всех причин». Оказалось, надо было изменить положение дыр для вентиляции в якоре мотора.

После этого вопрос о моторе был окончательно решен, и мы перешли на серийное производство. Моторы наши по всем своим свойствам лучше соответствующих заграничных.

С большими трудностями встретились мы также при изготовлении аппаратов управления. Аппараты эти завод строил впервые. Первые изготовленные нами образцы не внушали работникам большой уверенности.

И все же после упорных поисков инженеров Баталова, Жица и молодого инженера-коммуниста Серебрякова, а также рабочих Голикова, Захарова и Наумова задача была успешно решена.

У всех нас естественно было большое желание видеть свое оборудование в законченном агрегате. Но здесь отставал Мытищинский завод, изготовлявший металлические части для вагоновметро.

Благодаря энергичному вмешательству Лазаря Моисеевича, собиравшего несколько раз по этому вопросу заинтересованные стороны, положение в Мытищах было выправлено, и вскоре наш завод получил первый вагон под монтаж.

Мы приступили к монтажу. На первых шагах по вине завода «Электросвет», задержавшего поставку электропровода, кабеля и арматуры, возникли у нас затруднения. Здесь опять же пришли нам на помощь МК партии и Моссовет, подтолкнувшие отстающих товарищей.

Монтажники наши, максимально используя оставшееся время, работали подлинно по-большевистски. Некоторые из них не уходили из цеха по четверо суток и ночевали на заводе. Инженеры Александров, Прохоров, Лаурин, Володин почти безотлучно находились на монтаже. Такой же трудовой героизм проявляли мастера и рабочие. Следует отметить товарищей Рязанова, Гаврилова, Михайлова, Успенского, Дейфт, Серова, Шаумяна и др. Монтаж был закончен в срок.

Теперь необходимо было перейти к самой кропотливой и тщательной проверке всей системы электрооборудования на месте и перед пуском в тоннель опробовать действие аппаратов на нашей заводской ветке. Произведенные испытания дали полную уверенность, что электропоезд будет работать хорошо.

Тем не менее, когда мы спускали вагоны в тоннель, все мы переживали сильное нервное возбуждение. Группа первого водителя поезда инженера Шполянского и наши монтажники провели последние полтора суток в депо Метростроя.

15 октября, в восемь часов вечера, по гудку вожатого Шполянского поезд уверенно вошел в тоннель, постепенно набирая скорость до шестидесяти километров. Шел он ровно, плавню, все аппараты работали безупречно.

Мы, первые пассажиры этого прекрасного поезда, радостно поздравили друг друга.