Строительство двигалось великой силой партии
Совершенно ясно, что нельзя было бы осуществить строительство метрополитена одной только техникой, без честной, мужественной, тяжелой работы коллектива шахт и дистанций на каждом участке. Особенно ценно было стремление каждого работника во что бы то ни стало сделать свой метрополитен наилучшим в мире.
Самое широкое содействие строительству оказал Московский совет. Он мобилизовал мощное городское хозяйство Москвы на помощь Метрострою, сделав в то же время все, чтобы огромная стройка как можно меньше нарушала нормальную жизнь столицы.
Строительство двигалось той силой, которая неизвестна за границей, — партией, не только руководившей, но и принимавшей активное участие в работе. Бетон, порода, лесоматериалы, щиты и даже неопытные рабочие обычны для иностранного инженера, как повседневные детали его работы. Но вдохновляющая роль великого вождя партии товарища Сталина, руководство Московского комитета партии, возглавляемого товарищем Кагановичем и его ближайшим помощником товарищем Хрущевым, влияние партии, распространяющееся через многочисленные ветви и ячейки на производстве, организация комсомола, руководство Моссовета и его секций, поощряющие и направляющие неопытных рабочих на преодоление трудностей и опасностей подземной работы, руководство, ощущаемое всеми — от крупного инженера до самого молодого комсомольца, — вот что является совершенно новым для иностранца.
За границей крупные политические деятели берут на себя нередко шефство над большим строительством. Но это «шефство» ограничивается торжественным открытием работ, когда шеф первым копнет землю серебряной лопаткой, и окончанием строительства, когда с площадки вагона первого поезда он произносит речь. В промежутке между этими двумя моментами стройка идет сама по себе, без участия «шефа».
Руководство товарища Кагановича на Метрострое не была таким поверхностным «шефством». Он лично входил вo все детали и нужды строительства, обнаруживая совершенно неожиданную для политического деятеля с такими многообразными обязанностями способность быстро схватывать все технические детали нового дела, замечая иногда то, что было упущено даже профессионалами-техниками.
Но самое важное то, что неощутимо и не поддается расчетам и формулам, товарищ Каганович влил в Метрострой живую струю и сделал эту стройку жизнеспособной. Мне кажется, что без руководства товарища Кагановича вряд ли можно было бы построить метро такого качества и в такой короткий срок.
Американцы говорят:
— Если хочешь узнать, какой человек хозяин, спроси у работающих у него людей.
Руководство товарища Кагановича показало его способности организатора. Он сумел превратить неопытных людей в сплоченный и технически сильный коллектив, в рекордный срок преодолевший все трудности, и завоевал глубокое уважение и любовь семидесяти тысяч человек, работающих на метро.
Может быть временами стройка казалась исключительно тяжелой, но она дала лучшие методы и армию опытных рабочих для сооружения будущих линий метро и законченное сооружение, которым вправе гордиться Москва и весь Советский союз.