История крупных центров за границей показывает, что с увеличением населения сверх двух с половиной — трех миллионов человек улицы переполняются всеми видами транспорта и вся транспортная система в целом не может справиться с потребностями растущего города. Естественно, по мере роста населения город расширяется, расстояния увеличиваются. Приходится перевозить не только больше людей, но и на более далекие расстояния. Расширение трамвайной и автобусной сети, увеличение числа автомобилей не разрешают вопроса и приводят лишь к еще большей перегрузке улиц, к еще более замедленным темпам всего городского транспорта.
Наиболее яркими примерами такого исчерпания транспортных возможностей на поверхности могут служить Нью-Йорк, Лондон и другие крупные города, где в «пиковые» часы (время наибольшего движения) нередко приходится тратить полчаса для того, чтобы проехать на автомобиле два квартала.
Это заставляет искать дополнительных путей в виде надземных и подземных дорог.
Надземные дороги — «элевэйтед» — на стальных эстакадах и других типов были испробованы в Нью-Йорке, Берлине, Чикаго. Но эти дороги оказались слишком шумными и грязными и портят внешний вид большого города. Население Чикаго и Нью-Йорка вело и ведет непрерывную борьбу против этого вида транспорта. С окончанием постройки метро в Чикаго предполагается уничтожить «элевэйтед». То же самое по-видимому произойдет и в Нью-Йорке. Москве не пришлось пройти через этот этап дорогих экспериментов. Здесь сразу пришли к единственному рациональному разрешению проблемы (вопроса) городского транспорта.
Метро при сопоставлении с другими видами городского транспорта дает ряд преимуществ. Метрополитен позволяет пропустить огромное количество пассажиров в короткое время. При невысоких эксплуатационных расходах это дает возможность установить низкие проездные тарифы, вполне доступные населению. Ровная температура (в течение круглого года около 15 градусов тепла) представляет большое удобство для пассажиров, попадающих на метро с поверхности в зимние морозы или летнюю жару.
Метрополитен в то же время — наиболее безопасный способ Передвижения. Статистика метро за последние десять-пятнадцать лет показывает чрезвычайно низкий процент травматизма (поражений), несмотря на то, что подземными дорогами ежедневно пользуются десятки миллионов людей.