Механическая прочность и длительность срока службы московского метрополитена в целом не вызывают никаких сомнений. Несущая конструкция тоннелей и станций — из бетона. На подземных сооружениях прочность этого материала с течением времени увеличивается до бесконечных пределов. Бетон не подвержен коррозии (ржавчине), как железо, и гниению, как дерево.
Данные научно-исследовательской работы по бетону, проводившейся в течение сорока — пятидесяти лет, показывают, что в первый год бетон дает увеличение прочности на 50 процентов по сравнению с одномесячной. В течение последующих тридцати пяти лет прочность увеличивается еще на 60 процентов. Далее кривая также идет вверх, хотя и более медленно. Это дает возможность предположить, что через сто лет материал увеличивается в прочности еще на 100 процентов, то есть вдвое, а через тысячу лет — на 250 процентов против первоначальной.
Эти цифры подтверждаются состоянием древних сооружений, находящихся под землей от двух до трех тысяч лет. Материал древней кладки аналогичен (подобен) бетону, но более низкого качества. Кладка прекрасно охранилась и несомненно прочнее, чем в первые годы своего существования.
Научно это явление можно объяснить тем, что бетон подземных сооружений выстаивается в идеальных условиях, при ровной температуре и естественной влажности грунта. Он не подвержен разрушительному действию погоды, вызывающей попеременную смену жары, дождей, морозов и оттепелей, как это имеет место на поверхностных сооружениях.
Опасным моментом для подземных бетонных сооружений является раскружаливание (снятие опалубки) свежего бетона. К этому времени весь груз пород полностью ложится на свежий бетон, имеющий только половинную прочность. В дальнейшем нагрузка остается постоянной, но прочность бетона, как было сказано выше, все нарастает.
За все время моей работы на Метрострое не было ни одного случая обрушения бетонных сводов в критический период снятия опалубки (на всем метро уложено свыше 12 тысяч погонных метров сводов, кольцами от двух до трех метров). Поэтому я с полной уверенностью могу заявить, что московский метрополитен характеризуется прочностью и безопасностью на весь период службы сооружения.