Строители приобрели огромный опыт

Несмотря на огромные трудности, постройка первой очереди московского метрополитена выполнена не только исключительно быстро, но и чрезвычайно благополучно. За все время на строительстве не было ни одного случая катастрофического порядка. Один смертный случай на Метрострое приходится на миллион с лишком человеко-дней. За границей на строительстве такого типа считается нормальным один смертный случай на семьдесят пять тысяч человеко-дней.

Аварии, известные в тоннельной практике, при сооружении московского метро были доведены до минимума. Были например выплывы грунта, но это совершенно не отражается на законченном сооружении. Причинами таких выплывов служат внезапное падение давления воздуха или неожиданная встреча с особенно жидкими грунтами. Обычно выплыв начинается небольшой (величиной с человеческую голову) воронкой.

После ликвидации выплыва работы продолжаются нормально, и бетонные своды, перекрывая опасное место, надежно защищают тоннель от капризов природы. Тоннельщики ворчат при выплывах, но рассматривают эти случаи как рядовые трудности повседневной работы.

Первая очередь метро была не только школой для подготовки кадров, но и своеобразной лабораторией, где испытывались почти все известные способы проходки. Изучены разнообразные московские грунты, от чрезвычайно плотных до жидких, как сметана, и те способы и приемы проходки, которые наиболее приспособлены к различным геологическим условиям Эти знания и опыт могли быть приобретены только в ходе самого строительства и представляют огромный капитал, с которым можно начать строительство следующих линий метрополитена в Москве и других городах Советского союза.

Качество сооружений первой очереди дает все возможности для четкой и бесперебойной эксплуатации линий московского метрополитена между Сокольниками и Крымской и Смоленской площадями. Конечно не будет ничего неожиданного, если в первые месяцы придется столкнуться с какими-нибудь незначительными трудностями. Но эксплоатацию легко приспособить ко всем требованиям городского движения, и метрополитен несомненно очень скоро разрешит эту задачу.

Завершение постройки первой очереди метрополитена отмечает новый значительный этап в строительстве СССР и реконструкции Москвы.

Московский метрополитен служит живым ответом на пророчества некоторых скептиков, утверждавших в свое время, что «русские не смогут его построить».