Первая очередь начатого по инициативе товарища Сталина строительства метрополитена в Москве закончена. На линиях Сокольники-Крымская площадь и Сокольники-Смоленская площадь открывается движение. Обещание Московского комитета партии дать населению столицы лучший в мире метрополитен целиком выполнено. Лозунг осуществлен строителями. В этом можно убедиться, если сравнить московский метрополитен с метро в крупных заграничных центрах.
Нигде нет таких благоприятных радиусов закруглений и уклонов, как на московском метро. Это обеспечивает безопасность и быстроту движения подземных поездов. Пассажиры не терпят неудобств от толчков, их не раздражают лязг и скрипение колес поезда на неудобных кривых.
В Лондоне диаметр путевых тоннелей составляет 3,7 метра, в Нью-Йорке — 5,2 метра, а наибольший в Москве — 5,5 метра. Это дало возможность ввести на московском метрополитене более широкие и вместительные вагоны.
Все станции московского метро расположены на прямой линии, что обеспечивает безопасность для пассажира. За границей нередко станции расположены на кривых. Поэтому между платформой и вагонами образуются широкие опасные щели. Пассажир может попасть в такую щель ногой.
На заграничных метро станции строятся с узкой платформой — от полутора метров в Париже и Лондоне до трех с половиной метров в Нью-Йорке. В Москве минимальная ширина платформы на станциях составляет четыре метра. Это устраняет опасность скопления пассажиров и обеспечивает свободу и легкость движения потока людей.
Механическая вентиляция широко применяется в Москве не только на станциях. Вентилируются и путевые тоннели на всем протяжении московского метро. За границей механическая вентиляция применяется очень скупо. Там надеются главным образом на поршневое действие движущихся поездов. Но полного обмена воздуха это не дает. Фактически поезда производят только смешивание отработанного воздуха.
На московском метрополитене соблюдены новейшие требования санитарной техники и обеспечена возможность поддерживать чистоту.
Широкие платформы и высота станций московского метро, давая практические преимущества для движения пассажиров, обеспечивая хорошую вентиляцию и общие санитарные условия, в то же время предоставили большую свободу для архитектурного оформления подземных вокзалов. Московские архитекторы широко использовали эту возможность. На станциях московского метрополитена мрамор стен и кессонные потолки изящно сочетаются с другими материалами и частями сооружений. Это немыслимо за границей, где даже на лучших линиях метро строят небольшие, низкие и узкие станции. Они отделаны только керамическими плитками, а потолки просто оштукатурены и окрашены. Однако, за последнее время, в связи с требованиями публики, и за границей намечается определенное стремление к более художественному оформлению станций метро. Это лучше всего показывает, каким преимуществом является прекрасная отделка вокзалов московского метрополитена.