На метрополитенах в связи с постоянным развитием сети и увеличением протяженности линий неуклонно возрастают пассажиропотоки, что требует усиления контроля за работой эскалаторных наклонов, автоматических контрольных пунктов, более оперативного управления пассажиропотоками на станциях.
Решение этих вопросов облегчается применением на метрополитенах промышленных телевизионных систем. Задачи, решаемые с помощью телевизионных систем, можно условно разделить на три группы:
повышение безопасности пассажиров; оперативное управление пассажиропотоками; обеспечение пассажиров необходимой информацией.
На метрополитенах мира применяются телевизионные системы как для решения отдельных вышеперечисленных задач, так и выполнения многоцелевых программ.
На наших метрополитенах широкое применение нашли многоцелевые телевизионные системы. Учеными транспорта в содружестве со специалистами метрополитенов проработаны возможности использования промышленного телевидения в системе управления работой станции.
Применение телевидения позволяет создать систему централизованного управления технологическим процессом станции, обеспечивающую контроль за распределением пассажиропотоков, перемещением пассажиров на входных и выходных площадках эскалаторов, соблюдением режима прохода работников метрополитена в тоннель и подплатформенные помещения.
На основании поступающей видеоконтрольной информации система обеспечивает:
оперативное управление эскалаторами; экстренное закрытие выходных светофоров при необходимости задержки поезда на станции; экстренное закрытие входных светофоров при необходимости снятия напряжения с контактного рельса на станции; управление электрозамками дверей прохода в тоннель; управление освещением станций, вестибюлей, аварийным и рабочим освещением тоннелей.
Таким образом, визуальный телеконтроль за положением дел на станции дает возможность дежурному диспетчеру станции принимать необходимые оперативные решения в создавшейся ситуации. Телевидение позволяет сконцентрировать управление всеми техническими средствами станции в одном месте, производительнее использовать рабочее время персонала при выполнении им технологических операций. Рабочее место диспетчера станции, кроме того, оборудовано всеми необходимыми средствами оперативно-технологической телевизионной связи.
Киевский метрополитен в 1985 г. внедрил такую систему на станции Университет с использованием телевизионного оборудования производства, поставленного из ВНР.
На Ленинградском метрополитене станции Московские ворота и Петроградская оборудованы отечественными телеустановками типа ПТУ-61, ПТУ-43. Ведутся работы по внедрению промышленного телевидения на Московском, Харьковском, Тбилисском метрополитенах.
Внедрение системы управления работой станций с применением промышленного телевидения позволяет сократить такую непрестижную профессию, как дежурный по эскалатору, вся работа которого сводится к наблюдению за перевозкой пассажиров по эскалаторам и в отдельных случаях к пуску и остановке эскалаторов.
Следующим этапом в развитии систем управления пассажиропотоками на станциях с применением телевидения является передача видеоизображения от диспетчера станции на диспетчерский пункт управления линией. Такая работа проводится на Московско-Петроградской линии Ленинградского метрополитена. Выбор станции и объектов наблюдения осуществляется диспетчером линии. Таким образом создаются благоприятные условия для принятия оперативных решений не только в пределах отдельных станций, но и в пределах целой линии.
Приняты решения по широкому внедрению систем управления станций с применением промышленного телевидения. В двенадцатой пятилетке такими системами будет оборудовано около 50% станций метрополитенов.
Широкое применение в оперативном управлении электрифицированными участками нашла система телемеханики. С помощью этой системы энергодиспетчер осуществляет оперативное автоматическое регулирование работой тяговых подстанций, постов секционирования и разъединителей контактной сети, линий энергообеспечения и линий электроснабжения устройств СЦБ, связи и автоматики. Телеуправление в значительной степени облегчает работу эксплуатационного персонала, сокращает до минимума время на включение и отключение энергоустройств, что позволяет повысить производительность труда и пропускную способность линий.
Аппаратура телемеханических устройств имеет основой транзисторные, логические и функциональные элементы. Сама система состоит из подсистем с временным и частотным разделением сигналов. В состав аппаратуры входят устройства сигнализации, управления, телеизмерения, аппаратура каналов связи с усилителями, регистрирующая аппаратура, диспетчерское табло с пультом-манипулятором.
Важное место в системе организации движения поездов на метрополитенах отводится устройствам, обеспечивающим оперативную связь работников, связанных с движением поездов.
Основные виды технологической связи на метрополитенах строятся по диспетчерскому принципу, при котором диспетчеры различных служб постоянно поддерживают связь с эксплуатационным персоналом. К таким видам технологической связи относятся поездная диспетчерская, электродиспетчерская, эскалаторная, санитарно-техническая.
Поездной диспетчерской связью оборудуют каждую линию для переговоров между поездным диспетчером и дежурными по станциям, дежурными по постам электрической централизации, бригадирами и операторами пунктов технического осмотра подвижного состава, дежурными по электродепо. Промежуточные пункты электродиспетчерской связи установлены на тяговых подстанциях, в помещениях дежурных по депо. Санитарно-техническая и эскалаторная виды связи строятся из условия управления одним диспетчером несколькими линиями. Промежуточные пункты связи размещаются в камерах тоннельной вентиляции, в насосных и водоотливных установках на перегонах между станциями, в машинных помещениях эскалаторов. Для технологической связи применяется аппаратура с тональным избирательным вызовом.
Все линии метрополитенов оборудуются поездной радиосвязью, которая позволяет поездному диспетчеру оперативно вызвать локомотивную бригаду любого поезда, а локомотивной бригаде вызвать поездного диспетчера с любой точки линии. Для организации радиосвязи используется волновод, проложенный вдоль линии, и радиостанции, применяемые на железнодорожном транспорте. Для записи и фиксации по времени всех переговоров диспетчеров с эксплуатационным персоналом используется аппаратура магнитной звукозаписи совместно с измерителем времени.
Работники, находящиеся в тоннеле, могут связаться с диспетчером по тоннельной технологической связи с помощью телефонных аппаратов, установленных вдоль линии через каждые 150-200 м, а также в торцах станций. Поездной диспетчер со своей стороны может вызвать любого работника, находящегося в тоннеле, к аппарату тоннельной связи.
Связь работников метрополитенов между собой осуществляется по административно-хозяйственной связи с помощью автоматических телефонных станций.
Станции оснащаются местными видами связи: стрелочной, эскалаторной и другими с использованием коммутаторов, которые устанавливаются в помещениях дежурных по постам электрической централизации, дежурных по станции, и обеспечивают связь между техническим персоналом на станциях и в электродепо. Постоянное увеличение объема пассажироперевозок потребовало решения задач улучшения регулирования пассажиропотоков, усиления контроля за работой контрольно-пропускных пунктов, эскалаторных наклонов, наблюдения за пассажирами на платформах. Эти задачи решаются с помощью устройств теленаблюдения.
В настоящее время на метрополитенах находит применение система управления работой станции (СУРСТ) с применением теленаблюдения.
Система СУРСТ включает в себя технические решения и устройства, которые позволяют с операторского пульта станционного диспетчера осуществлять непрерывный контроль за состоянием пассажиропотоков в зоне автоматических контрольных пунктов, верхней и нижней площадок эскалаторов, пассажирских платформ 1-го и 2-го путей и распределительного зала станции. Операторский пульт станционного диспетчера оснащен связью с поездным диспетчером, электродиспетчером, эскалаторным диспетчером, телефонами местной и административно-хозяйственной связи, а также устройством громкоговорящего оповещения по станции. Система СУРСТ позволяет управлять: приборами СЦБ, перекрывающими входные и выходные светофоры по каждому из путей, устройствами экстренного снятия напряжения с контактного рельса станционных путей при возникновении непредвиденных ситуаций. С пульта станционного диспетчера осуществляется дистанционное управление основным и дополнительным освещением тоннелей, а также управление устройствами контроля прохода в тоннель (УКПТ).
При возникновении аварийной ситуации на эскалаторе станционный диспетчер может остановить его и включить после разрешения эскалаторного диспетчера.
Четкому выполнению графика движения поездов способствует система единого времени. В торцах станций над путями по ходу движения поезда установлены электронные табло с 5-секундным отсчетом времени и счетчиками межпоездного интервала. Точность единого времени на метрополитенах обеспечивается Центральной электрочасовой станцией, которая формирует и посылает на станционные устройства 1-секундные, 5-секундные и 1-минутные импульсы.
На Центральной электрочасовой станции установлены первичные кварцевые часы 1-го класса точности, которые выполнены на современной элементной базе. В настоящее время начат выпуск новых комплектов часов, которые выполнены на газоразрядных индикаторах и интегральных микросхемах, что значительно увеличивает их наработку на отказ.
Для автоматизации контроля оплаты проезда и регулирования пассажиропотоков на станциях применяются устройства пассажирской автоматики, выпускаемые Опытным электромеханическим заводом Московского метрополитена. Автоматические контрольные пункты устанавливаются в вестибюлях станций метрополитенов по входу и выходу пассажиров и предназначаются для предотвращения прохода на метродолитен без оплаты. Для размена монет достоинством 10, 15 и 20 коп. На станциях устанавливаются монеторазменные автоматы.
Для облегчения труда работников касс на метрополитенах нашли широкое применение машины для счета монет. Применяются механические счетные машины и машины счета монет с электронно-счетным устройством.
Устройства пассажирской автоматики постоянно модернизируются. Разработан унифицированный автоматический контрольный пункт, работающий в обоих направлениях и выполняющий функции контроля как по входу, так и по выходу пассажиров. Ведутся разработки автоматического контрольного пункта с кодированным магнитным проездным билетом, что позволит упростить систему оплаты проезда на метрополитенах.