Важнейшей задачей работников метрополитена является повышение производительности труда и снижение себестоимости перевозок. Эти два показателя отражают улучшение технологии производственного процесса, внедрение крупноагрегатного метода ремонта вагонов, сокращение ручного труда, вопросы укрепления дисциплины и др.
В МПС разработан и осуществляется комплекс мер по повышению производительности труда, создана постоянно действующая инициативная группа, которая рассматривает и контролирует ход реализации мероприятий, предложения метрополитенов по повышению этого важнейшего показателя. Большие резервы заложены в реализации мер по сокращению численности эксплуатационного персонала, приходящегося на километр длины линий. Снижение численности может быть осуществлено за счет научной организации труда, внедрения новой техники и передовой технологии, совмещения профессий. Однако при этом не должны снижаться условия комфортности перевозок и надежности технических средств.
В решениях XXVII съезда КПСС большое внимание уделено необходимости широкого внедрения бригадных форм организации труда. ЦК КПСС, Совет Министров СССР и ВЦСПС постановлением «О дальнейшем развитии и повышении эффективности бригадной формы организации и стимулирования труда в промышленности» поставили задачи осуществить на предприятиях широкую систему мероприятий по перестройке планирования и учета, совершенствованию форм организации производства, улучшению технического руководства и материального снабжения бригад, по внедрению хозрасчета с оплатой по единому наряду за конечный результат работы и распределению всех заработанных средств с применением коэффициента трудового участия.
Это позволит более полно решать вопросы повышения производительности труда в бригадах прежде всего за счет повышения ответственности каждого члена бригады за результат труда, укрепления дисциплины, повышения квалификации, расширения зон обслуживания и совмещения профессий, заинтересованности каждого в результатах работы.
Широкое распространение бригадных форм организации труда на таких крупнейших предприятиях, как метрополитен, требует четкого расчета и продуманности решений, так как при всем прочем оно должно обеспечить безопасность движения, высокую надежность работы технических средств, четкое соблюдение графика движения и надлежащую культуру обслуживания пассажиров.
Широкое внедрение бригадных форм на многих метрополитенах дало положительный результат: улучшились показатели работы, сократилось число отказов и брака в работе, повысилась дисциплина.
На Московском метрополитене бригадная форма организации труда особенно широко внедряется в электродепо Калужское, Сокол, а также в службах пути, ремонтно-монтажной и на опытно-электромеханическом заводе. Здесь внедрена система организации и оплаты труда локомотивных бригад за конечный результат — четкое выполнение графика движения. В зависимости от выполнения графика распределяется премия с учетом коэффициента трудового участия.
Очень важным при бригадной форме является повышение квалификации членов и руководителей бригад, которое целесообразно организовать в технических школах.
Необходимо также пересмотреть систему планирования в цехах с учетом материальных и трудовых затрат на ту или иную операцию.
Внедрение бригадного подряда требует пересмотра всей системы премирования. Бригаде должны быть установлены единые показатели премирования, которые зависят от конечного результата трудовой деятельности и нацеливают коллектив на конечные качественные результаты.
Распределение премии должно учитывать личный вклад каждого в результате труда с учетом коэффициента трудового участия. Здесь очень важно разработать такие показатели эффективности труда каждого, которые бы характеризовали сочетание коллективного и личного вклада в перевыполнение производственных показателей и позволили правильно оценить этот вклад.
Немаловажное значение имеет и механизация расчета заработной платы для тех бригад, где применяется коэффициент трудового участия.
Широкое внедрение бригадных форм организации труда обеспечивает значительное повышение производительности труда, снижение непроизводственных простоев, более высокую интенсификацию труда.
Главным критерием эффективности бригадного подряда является снижение трудовых затрат на выполняемую работу, а следовательно, уменьшение численности работающих в бригаде. При этом очень важно широко использовать предложения членов бригады по снижению трудоемкости затрат, широко использовать внедрение новейших приемов работы и рационализаторских предложений, постоянно повышать творческую активность инженерно-технических работников по повышению эффективности работы.
С бригадной формой организации труда неразрывно связано дальнейшее развитие демократических начал в управлении производством. И немалую роль здесь играют советы бригад и советы бригадиров. Кроме непосредственно производственных задач, они решают вопросы подбора и расстановки кадров, присвоения разрядов, определяют размеры премий и приработка. Вместе с профсоюзным активом они подводят итоги социалистического соревнования, пропагандируют опыт передовиков и новаторов производства, занимаются воспитанием членов коллектива. Поэтому особое внимание следует обращать на подбор и подготовку бригадиров, повышение их профессионального мастерства, экономических знаний. И конечно, следует повысить ответственность руководителей и инженерно-технических работников за создание условий для высокопроизводительного труда рабочих.
Ведущей и организующей силой бригад призваны стать коммунисты, профсоюзный актив. Партийные и профсоюзные организации свое главное внимание сосредоточивают на повышении уровня организаторской и идейно-воспитательной работы в низовых коллективах. Они призваны направлять все усилия на формирование здорового морально-психологического климата, развитие трудовой и общественной активности, ответственности за выполнение планов и обязательств.
Сейчас бригадная форма организации труда занимает ведущее место в жизни предприятий. Получили широкое развитие бригады нового типа — сквозные и комплексные, которые работают на единый наряд с оплатой по конечному результату работы. В этих бригадах значительно растет производительность труда, сокращаются непроизводительные потери рабочего времени, снижаются трудовые затраты, более производительно расходуются ресурсы, появляются большие возможности по повышению дисциплины труда, коллективизма, взаимной требовательности и творчества.
На Киевском и Московском метрополитенах бригадная форма организации труда в эскалаторном, путевом и электромеханическом хозяйствах уже получила широкое распространение. Однако на Тбилисском и Ереванском метрополитенах опыт лучших бригад пока еще не нашел широкого применения. Здесь медленно внедряется бригадный подряд, эффективность организации работы бригад нового типа недостаточна. На Московском метрополитене хорошо зарекомендовали себя бригады В. Е. Судакова (служба электростанций и сетей), Н. М. Ефимова (завод по ремонту электроподвижного состава), на Ленинградском — бригады А. Г. Протасова, М. С. Василенко, Г. К. Рябоконенко и др. Эти коллективы достигли наивысшей производительности труда.
Значительный экономический эффект дают широкое применение технически обоснованных норм трудовых затрат, ликвидация непроизводительных потерь, что имеет место на Ленинградском, Киевском и Харьковском метрополитенах.
На Московском, Тбилисском, Ереванском и Ташкентском метрополитенах велика еще доля ручного труда. Контингент работников, занятых ручным или маломеханизированным трудом, составляет здесь около 50% общей численности рабочих. При более целенаправленной работе по комплексному решению вопросов повышения производительности труда социалистические обязательства могут быть значительно перевыполнены.
Сокращение расходов на эксплуатацию — одна из главных задач повышения рентабельности наших метрополитенов, которые вследствие низкой оплаты проезда являются планово-убыточными предприятиями. На их содержание Госплан ежегодно выделяет более 50 млн. рублей.
На Белорусской дороге в 1986 г. завершен экономический эксперимент по повышению эффективности работы и значительному ускорению темпов роста производительности труда. В основу эксперимента были положены мероприятия, стимулирующие научно-технический прогресс, обеспечение плановых заданий при меньшей численности работников, высокопроизводительный труд. Реализация этой программы позволила высвободить более 12 тыс. человек, что дало экономию фонда заработной платы, необходимую для введения новых тарифных ставок и окладов. Следует подчеркнуть, что фонд заработной платы, установленный Белорусской дороге, пока сохраняется, а в последующем он будет изменяться только в зависимости от объема перевозок и при вводе в действие дополнительных объектов.
Новые условия оплаты труда вводились поэтапно. На первом этапе (с июля 1985 г.) на оплату труда по новым тарифным ставкам переводились рабочие, занятые на маневрах, ремонте, обслуживании и содержании подвижного состава, пути, СЦБ и связи, контактной сети и на погрузочно-разгрузочных работах. Соответственно изменялись оклады инженерно-технических работников и служащих, работающих в условиях бригадной формы организации и стимулирования труда. На втором этапе — с октября 1985 г. — экспериментом охватывались остальные рабочие, младший обслуживающий персонал и служащие, непосредственно занятые в перевозочном процессе и обслуживании пассажиров. На третьем этапе с декабря 1985 г. На новые условия оплаты труда переведены руководящие работники, остальные категории инженеров, техников и служащих. Таков был план эксперимента и он успешно реализован.
На всех предприятиях Белорусской дороги в трудовых коллективах проведена широкая разъяснительная работа о значении экономического эксперимента. Рабочие и служащие принимали активное участие в разработке и осуществлении мероприятий по изысканию резервов роста производительности труда. Осуществлена программа наиболее рационального трудоустройства высвобождаемых работников. Реализация намеченного позволила повысить производительность труда на дороге за два года на 27%. Эти примерно в 5 раз выше темпов ее роста в целом по сети дорог. А к концу двенадцатой пятилетки производительность труда здесь должна возрасти еще больше.
Распространение белорусского метода на метрополитены позволит решить ряд важных народнохозяйственных задач. Помимо резкого увеличения темпов роста производительности труда, существенно улучшится благосостояние работающих, что в свою очередь приведет к снижению текучести кадров и повышению трудовой дисциплины, поднимет престижность профессий, стабилизирует трудовые коллективы. Кроме того, появится возможность высвободить часть трудовых ресурсов и направить их в другие отрасли народного хозяйства.