Социалистическое соревнование и распространение передового опыта

Социалистическое соревнование в нашей стране стало подлинно всенародным движением. На всех этапах социально-экономического развития общества партия конкретизирует задачи, стоящие перед соревнованием, намечает пути наиболее эффективного его воздействия на решение актуальных задач хозяйственного строительства и воспитание масс.

Работники железнодорожного транспорта и метрополитенов — один из передовых отрядов рабочего класса страны — всегда показывали примеры высокопроизводительного труда, творческого отношения к делу. С особым подъемом трудились они в годы первых пятилеток, когда в стране развернулось стахановско-кривоносовское движение, 50-летие которого недавно отметила вся страна. Это движение сыграло огромную роль в подъеме народного хозяйства, развитии и совершенствовании работы транспорта.

Ныне на метрополитенах есть немало трудовых коллективов, поддерживающих славные традиции. В каждой отрасли, каждом транспортном хозяйстве есть свои маяки, правофланговые, передовые коллективы, добивающиеся наивысших результатов. Гордится транспорт и своими замечательными умельцами, новаторами, людьми пытливой, творческой мысли.

Выдающихся трудовых успехов добился дважды Герой Социалистического Труда машинист В. Ф. Соколов. Одним из первых на Московской дороге он стал водить грузовые поезда весом 6 и 10 тыс. т. Всенародную известность получила инициатива знатного машиниста — взять вверенную технику на социалистическую сохранность. Эти почины подхвачены повсеместно. В соревновании за сохранность и высокопроизводительное использование технических средств участвуют большинство работников метрополитенов.

Действенное средство решения ответственных задач, поставленных перед транспортом — активное участие во Всесоюзном социалистическом соревновании. Основным его содержанием стало полное и своевременное удовлетворение потребностей населения в перевозках, четкое взаимодействие и координация с другими видами транспорта, борьба за полную безопасность движения поездов, дальнейшее повышение культуры обслуживания пассажиров.

В настоящее время среди участников Всесоюзного социалистического соревнования производственные коллективы практически всех хозяйств и подразделений отрасли. Трудовым соперничеством охвачены метрополитены, станции, моторвагонное депо, дистанции пути, связи и СЦБ и др. Круг участников соревнования постоянно расширяется.

Коллективы предприятий и организаций транспорта, добившиеся лучших результатов, по итогам года награждаются переходящими Красными знаменами ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ, дипломами и денежными премиями. А те, кто достиг высоких и устойчивых показателей в выполнении встречных планов и социалистических обязательств, заносятся на Всесоюзную Доску почета на ВДНХ СССР.

Широкое распространение нашло соревнование коллективов бригад и участков, работников массовых профессий за выполнение и перевыполнение плановых заданий и социалистических обязательств, ускорение темпов роста производительности труда, экономию сырья, материалов, топлива, электроэнергии, повышение качества продукции. Победителей награждают Почетными вымпелами МПС и ЦК отраслевого профсоюза, им вручают денежные премии и памятные подарки. Опыт лучших демонстрируется на ВДНХ СССР, обобщается и распространяется. Победителей соревнования, добившихся наивысших результатов, проявивших творчество и самоотверженность в труде, выдвигают на соискание Государственной премии СССР, премии советских профсоюзов имени П. Ф. Кривоноса, представляют к государственным наградам СССР.

Успехи в работе транспорта сегодня в немалой степени зависят от целеустремленности, энтузиазма и умения молодых работников. В их руках завтрашний день стальных магистралей. Не случайно на транспорте развернуто и набирает силу социалистическое соревнование комсомольско-молодежных коллективов, студенческих строительных отрядов.

Среди них передовые диспетчерские смены, четко организующие перевозочный процесс, колонны локомотивных бригад, славящиеся мастерством вождения поездов, бригады слесарей, гарантирующие высокую надежность техники.

Трудовое соперничество молодых метрополитеновцев направлено на изыскание и приведение в действие внутрихозяйственных резервов, наращивание темпов перевозок, экономию трудовых, материальных и денежных ресурсов, наилучшее использование технических средств. Молодые производственники добиваются высоких результатов в соревновании, вносят достойный вклад в общее дело славной трудовой семьи метрополитеновцев.

Но по-прежнему в первых рядах соревнующихся люди опытные, высококвалифицированные, работающие на предприятиях метрополитенов десятки лет.

Воодушевленные решениями XXVII съезда КПСС и последующих Пленумов ЦК КПСС труженики подземных магистралей широко развернули социалистическое соревнование по досрочному выполнению заданий двенадцатой пятилетки.

Высокой трудовой активностью во всех коллективах метрополитенов страны отличалось соревнование, которое проходило под девизом «40-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне — 40 ударных трудовых недель». Коллектив электродепо Северное Московского метрополитена по предложению рабочих зачислил в одну из бригад бывшего работника электродепо Героя Советского Союза т. Евстафьева Н. А., зарплата которого полностью перечислялась в фонд строительства мемориала Победы в г. Москве.

Достижению хороших результатов в выполнении и перевыполнении плановых заданий предприятия по всем технико-экономическим показателям способствовала новаторская инициатива передового мастера радиоцеха т. Джиловяна Д. Ц. И колонны поездных бригад машиниста т. Савенкова Н. М. Из электродепо Северное, а также трудовых коллективов станции Кропоткинская, третьего энергоучастка Московского метрополитена, которые развернули соревнование в честь 50-летия Московского метрополитена. Эта инициатива получила быстрое распространение во многих коллективах. К юбилею метрополитена многие передовики выполнили плановые задания года, а 13 человек — задания пятилетки в целом.

Поддержали метрополитеновцы инициативу работников локомотивного депо Славянск Донецкой дороги и встали на ударную вахту к пятидесятилетию стахановско-кривоносовского движения.

Многие коллективы, передовики и новаторы метрополитенов поддерживают высокий накал соревнования. Благодаря этому метрополитены страны на 23 дня раньше выполнили пятилетний план по перевозке пассажиров в прошлой пятилетке и хорошо выполняют задания первых лет текущей пятилетки. Пятилетнее задание по объему перевозок особенно хорошо выполняют Ташкентский, Киевский, Ереванский и Харьковский метрополитены.

Сверх заданий пятилетнего плана одиннадцатой пятилетки перевезено более 600 млн. пассажиров. За пятилетие производительность труда выросла на 12,6% при одновременном росте заработной платы почти на 10%. Пятилетний план капитального строительства выполнен с опережением более чем на полгода.

Министерство путей сообщения всегда уделяло большое внимание работе по распространению и внедрению начинаний передовых коллективов и передовиков производства, проводя целенаправленную и планомерную работу по распространению и внедрению новаторских приемов труда. Следует отметить, что на метрополитенах широко внедряются передовые методы работы передовых коллективов страны, железнодорожного транспорта и опыт работы передовых коллективов метрополитенов. Это, как правило, коллективное творчество, которое нашло отражение и в планах внедрения, и в коллективных договорах предприятия и профсоюзного комитета.

По инициативе рабочих, обслуживающих кольцевую линию Московского метрополитена, возникло предложение организовать соревнование по движению поездов строго на графику, не допуская никаких отклонений от расписания.

Это предложение нашло горячий отклик во всех метрополитенах. Абсолютное большинство метрополитенов длительное время устойчиво обеспечивает продвижение поездов только по графику, это прежде всего коллективы электродепо Калужское, Северное, Красная Пресня Московского метрополитена, хозяйства пути, сигнализации и связи Харьковского, Ташкентского, Киевского, Тбилисского метрополитенов и ряда других хозяйств.

Поддерживая инициативу москвичей, диспетчерские смены Харьковского метрополитена предложили развернуть такое соревнование в каждой смене под девизом «Каждой единой диспетчерской смене-100%-ный график движения поездов». Коллектив диспетчеров определил меры и задачи, которые при этом должны быть решены прежде всего:

  • тесное взаимодействие диспетчеров и работников, обслуживающих технические средства, в частности, обеспечение надежной работы подвижного состава, пути, устройств СЦБ и связи, эскалаторов и др.;
  • тщательное изучение каждым работником условий, влияющих на работу технических средств, устройств и прежде всего подвижного состава, принятие мер по ликвидации имеющихся недостатков;
  • постоянное укрепление технологической дисциплины, создание в коллективах атмосферы нетерпимости к фактам недобросовестного отношения к выполнению служебных обязанностей;
  • постоянный товарищеский общественный контроль за соблюдением правил технической эксплуатации;
  • забота о рабочей чести и взятие на себя личной ответственности за безопасность и четкое соблюдение графика движения поездов.

Распространение этих предложений на все метрополитены страны ведет к совершенствованию перевозочного процесса, повышению культуры обслуживания пассажиров и производительности труда.

Широкое распространение получил опыт работы станции Щелковская Московского метрополитена по освоению работниками смежных профессий и налаживанию взаимозаменяемости. Внедрение этого опыта на ряде метрополитенов позволило получить заметный экономический эффект. Улучшились условия труда, так как дежурные по приему и отправлению поездов освободились от работы в ночное время, полностью ликвидированы сверхурочные часы, улучшена организация всей производственной деятельности станций, установлен регламентированный перерыв на обед. Все это положительно сказалось на улучшении обслуживания пассажиров, повышении дисциплины, закреплении кадров.

Значительный резерв в деле ускорения научно-технического прогресса на метрополитене дает инициатива инженерно-технических работников и передовых рабочих Харьковского метрополитена, организовавших соревнование под лозунгом «Производственному и научному потенциалу — наивысшую отдачу». На метрополитене организован смотр достижений труда с целью мобилизации научно-технической общественности, рационализаторов и новаторов производства на улучшение всей производственной деятельности, внедрение новейших достижений науки и техники. В этом смотре активно участвуют более двух тысяч харьковчан. Это начинание поддержано всеми метрополитенами.

На метрополитенах насчитывается более четырех тысяч рационализаторов и изобретателей. Годовая экономическая эффективность от их деятельности более 2 млн. рублей. Среди новаторов и передовиков производства такие замечательные люди, как Р. А. Голанова — электромеханик тяговопонизительной подстанции Московского метрополитена, награжденная Государственной премией СССР за выдающиеся достижения в труде и за большой личный вклад в высокоэффективное использование железнодорожного транспорта, машинист электродепо Московское Ленинградского метрополитена т. И. П. Мосин, который взял на социалистическую сохранность и привел в отличное состояние закрепленный за ним подвижной состав, старший электромеханик цеха пассажирской автоматики Ташкентского метрополитена т. Г. А. Звездин, который обеспечил отличное качество ремонта аппаратуры пассажирской автоматики, и многие другие.

В последние годы широко внедряется комплексная система управления качеством продукции. На Киевском, Тбилисском, Ташкентском и Бакинском метрополитенах разработаны новые улучшенные стандарты, созданы координационно-рабочие группы по внедрению технологий, обеспечивающих повышенное качество работ, отработана система контроля за качеством.

Одним из главных направлений в работе метрополитена является совершенствование и повышение надежности подвижного состава, внедрение новейшей технологии и улучшение качества ремонта, обеспечение безотказной работы вагонов. Проведены значительные организационные и технические мероприятия по оптимизации пробегов подвижного состава между ремонтными циклами.

По предложениям новаторов система планово-предупредительного ремонта и текущего содержания вагонов дополнена требованиями, значительно повышающими эксплуатационную надежность и улучшающими техническое состояние моторвагонного подвижного состава и организацию ремонта.

Вагоны оборудуются быстродействующей защитой силовых и вспомогательных цепей, цельнокатаными колесами вместо подрезиненных, показавших недостаточную надежность. Устанавливается более надежная поводковая связь кузова с рамой тележки, вагоны оборудуются переговорным устройством «пассажир-машинист», широко применяются трудносгораемый пластик для отделки вагонов и многие другие новшества.

Используя опыт инженеров и передовиков производства, заводами-изготовителями вагонов осуществлены новые дополнительные мероприятия по повышению технического уровня конструкций вагонов метрополитена, значительно повысившие их эксплуатационную надежность.

Многие трудовые коллективы метрополитена устойчиво выполняют плановые задания, обеспечивают четкую работу всех подразделений. Постоянный творческий поиск обеспечивает непрерывное поступательное улучшение всей перевозочной работы, способствует сокращению интервалов движения, хорошему обслуживанию пассажиров даже при тех условиях, когда объемы перевозок значительно превысили проектные.

Это результат совершенствования содержания технических средств, повышения квалификации работающих, модернизации целых линий и направлений. Широко внедрены системы автоматизации управления движением поездов с использованием ЭВМ, увеличены скорости движения лестниц эскалаторов, автоматизирован контроль микроклимата, усилены пути, тоннельные сооружения, автоматика и др.

Основные направления повышения эксплуатационной надежности эскалаторов и улучшение их технического состояния определены приказом министра путей сообщения, которым предусматривается широкая программа работ на период до 2000 г.

За последнее время проведены значительные работы по совершенствованию конструкции и повышению эксплуатационной надежности эскалаторов на Московском, Ленинградском, Тбилисском, Киевском, Ташкентском, Ереванском и других метрополитенах. Осуществлен комплекс организационно-технических мер по диспетчеризации управления эскалаторами с применением телемеханических устройств. Сейчас большинство эскалаторов работает в режиме телеуправления. Все эскалаторы Харьковского метрополитена оборудованы средствами телемеханики, закончены работы по внедрению систем телеуправления эскалаторами на Московско-Петроградской линии Ленинградского метрополитена, Калининской линии Московского метрополитена и других линиях. Организовано производство запасных частей на заводах для метрополитенов.

Учитывая значительный рост пассажиропотоков на станциях, по предложениям рационализаторов скорость движения лестничного полотна эскалаторов повышена и сейчас составляет до 0,94 м/с. Для этого потребовалось провести работы по усилению ряда элементов конструкций эскалаторов типа ЭТ, изготовить штамповочно-сварные ступени, внедрить эскалатор с переменной скоростью движения лестничного полотна.

В эскалаторном хозяйстве широко применяется телеуправление на базе системы телемеханики Лисна-4. Это позволило на Московском, Киевском, Харьковском, Ленинградском и Ташкентском метрополитенах управлять эскалаторами с единых диспетчерских пунктов.

Получил положительную оценку комплекс устройств эскалаторной автоматики, который состоит из автомата, осуществляющего пуск эскалатора только при подходе и наличии пассажира на лестничном полотне и экстренно останавливающего эскалатор при падении пассажира на лестничном полотне. Комплекс имеет устройство контроля тормозных характеристик эскалатора.

По предложениям новаторов создан комплекс устройств, позволяющих механизировать тяжелые грузоподъемные и транспортировочные операции при демонтаже и монтаже эскалаторов при их капитальном ремонте. Разработана конструкция такелажно-транспортной машины ТТМ-10, позволяющей полностью механизировать операции по транспортировке главных приводных валов, узлов и деталей эскалаторов.

Для решения поставленных задач в части улучшения работы эскалаторов на метрополитенах широкое распространение получил бригадный метод их обслуживания, который возник в результате осуществления комплекса инженерно-технических мероприятий и перестройки технологии работ по техническому обслуживанию и управлению эскалаторами.

Высокая эффективность работы советских метрополитенов достигается прежде всего за счет внедрения систем комплексной автоматизации перевозочного процесса с применением современных средств автоматики, телемеханики и вычислительной техники.

Как уже было сказано выше, линии метро оборудуются комплексной системой автоматического управления движением поездов (КСАУПМ), обеспечивающей достаточную пропускную способность, абсолютную безопасность движения, четкость движения поездов по графику и оперативность диспетчерского командования.

Внедрение этой системы позволило сократить состав локомотивных бригад до одного человека и высвободить на метрополитенах СССР более 2500 помощников машинистов. Это дало возможность повысить производительность труда и уровень заработной платы машинистов.

Актуальными остаются проблемы контроля и диагностики устройств автоматики, телемеханики и связи, прежде всего проблемы их обслуживания и содержания. Решению этих задач будет способствовать внедрение передовых методов и приемов обслуживания устройств автоматики, телемеханики и связи на метрополитенах.

Ленинградский метрополитен стал инициатором внедрения комплексной замены аппаратуры СЦБ с использованием контейнеров и автодрезин, бригадного метода обслуживания устройств СЦБ, автоведения поездов.

Московский метрополитен стал инициатором обеспечения высококачественного ремонта аппаратуры с приемкой ее после ремонта с первого предъявления.

Эти передовые приемы труда получили распространение на Харьковском, Бакинском, Ереванском, Минском, Киевском и других метрополитенах.

Стало нормой, когда устройства СЦБ берутся на гарантийное обслуживание работником или целой бригадой. В сочетании с бригадным методом это дает значительный производственный эффект. Внедрение этих новаторских приемов значительно повысило производительность и улучшило условия труда, обеспечило большую надежность технических средств и безопасность движения поездов.

Однако актуальными остаются вопросы создания и внедрения средств, способных механизировать тяжелый, монотонный ручной труд по уборке станций и тоннелей и по кассовому обслуживанию пассажиров. Утверждена программа механизации уборочных работ на метрополитенах, которой предусматривается также создание комплекса уборочных машин и механизмов.

Широкое применение почти на всех метрополитенах получил бескассовый метод обслуживания пассажиров, позволивший сократить штат кассиров и снизить себестоимость перевозки пассажиров.

Метрополитен является энергоемким предприятием и с ростом линий метрополитена возрастают расходы электроэнергии. Согласно прогнозам к 1990 г. годовая потребность метрополитенов в электроэнергии составит 2600 млн. кВт-ч. Поэтому вопросы рационального расходования топливно-энергетических ресурсов приобретают большое государственное значение.

В связи с этим в плане внедрения передовых методов труда особое место занимает опыт работы 3-го энергоучастка электроподстанций и сетей Московского метрополитена по текущему ремонту и обслуживанию кабельных сетей и оборудования электроподстанций. Выполнение текущего ремонта оборудования и профилактических испытаний как электроподстанций, так и кабельных сетей здесь ведется укрупненными ремонтными бригадами. Для этого были организованы комплексные ремонтные бригады по проведению текущего ремонта электрооборудования и проверке надежной работы схемы управления сигнализацией и автоматикой. За бригадой были закреплены определенные виды осмотра и межремонтного обслуживания оборудования. Годовой экономический эффект от внедрения этого метода более 30 тыс. рублей на одну бригаду.

Широко изучался в коллективах и передовой опыт ленинградцев — по совершенствованию технического обслуживания электрооборудования на основе использования систем телемеханики, автоматики и бригадных методов организации труда; тбилисцев — по повышению надежности, качества обслуживания, ремонта и эксплуатации устройств электроснабжения; минчан — по улучшению постановки проектно-сметного дела на метрополитенах и в дирекциях строящихся метрополитенов.

Главным управлением метрополитенов установлен перечень основных передовых методов труда, которые рекомендованы для внедрения.

Пропаганде опыта работы передовиков и новаторов производства служат публикации отраслевых журналов и института информации ЦНИИТЭИ МПС о достижениях метрополитенов. Работе метрополитенов СССР посвящена достаточно объемная международная информация.

В 1983 г. В Финляндии и Польше, в 1984 г. В Индии проводились международные выставки «Железнодорожный транспорт и метрополитены в СССР», где были представлены 25-30 экспонатов, достаточный рекламный и информационный материал по метрополитенам (с фотоальбомами). Выставки пользовались большой популярностью. Широко экспонировались передовые методы труда на метрополитенах на международных выставках в Москве и в Канаде в 1986 г.

За последнее время значительно улучшилась работа по обмену информацией о передовых методах труда между отечественными и зарубежными метрополитенами.

Отраслевой программой внедрения новой техники и современной технологии на 1986-1999 гг. предусмотрена разработка и внедрение на метрополитенах страны высокоэффективных технологических процессов и технических средств сметной стоимостью более 4,5 млн. руб. При этом ожидаемый экономический эффект составляет более 6 млн. руб., будет достигнута экономия 6 млн. кВт-ч электроэнергии, высвободится 1120 человек.