Организация работы локомотивных бригад

В соответствии с нормативными актами нормальная продолжительность рабочего дня локомотивных бригад метрополитена, занятых на поездной работе, составляет 6 ч.

Продолжительность непрерывной работы локомотивных бригад устанавливается графиком движения поездов и оборота составов и, как правило, не превосходит 7-8 ч. Непрерывная продолжительность рабочего времени свыше 8 ч для локомотивных бригад может быть введена только в виде исключения.

Фактическое отработанное в течение календарного месяца время не должно превышать месячную норму, рассчитанную исходя из 6-часового рабочего дня.

В целях установления единого порядка учета рабочего времени и выполняемой работы за месяц у работников, занятых на непрерывных круглосуточных работах, в частности у локомотивных бригад, учет рабочего времени и выполняемой работы за месяц (для оплаты труда работников), производится по работе (поездкам), законченной в период с 0 ч 00 мин последнего календарного месяца (учет производят по местному времени). В случаях, когда работа производится в двух смежных месяцах, т. е. когда работа (поездка) была начата до 24 ч последнего числа месяца и закончена первого числа следующего месяца, часы работы и выполненная работа должны быть учтены для оплаты в месяце окончания этой работы (поездки). Работа в праздничные дни организуется обычным порядком по установленным графикам.

Временем начала работы локомотивных бригад считается момент явки по расписанию, наряду или вызову к месту постоянной работы (в депо или пункт смены). Временем окончания — момент сдачи электроподвижного состава (в депо или пункте смены).

В случае несостоявшейся поездки временем окончания работы считается момент освобождения локомотивной бригады от поездки.

Прием и сдача состава для длительного отстоя, прохождение медицинского осмотра включаются в рабочее время. Нормы времени на прием и сдачу составов устанавливаются Управлением метрополитена. Вызов локомотивных бригад на работу независимо от продолжительности отдыха между сменами допускается в случаях стихийных бедствий и при других непредвиденных обстоятельствах, нарушающих нормальную деятельность метрополитена.

Локомотивным бригадам после смены предоставляется непрерывный отдых, продолжительность которого определяется месячным именным расписанием или нарядом. Этот отдых должен иметь продолжительность не менее 12 ч.

В пунктах ночного отстоя составов локомотивным бригадам предоставляется отдых продолжительностью не менее половины предшествующей (вечерней) смены, но в любом случае не менее 3 ч. Еженедельные дни отдыха локомотивным бригадам предоставляются в любой день недели, равномерно в течение месяца. Продолжительность еженедельного отдыха должна быть не менее 42 ч.

Число дней еженедельного отдыха в течение месяца должно быть не менее числа воскресных дней в данном месяце.

По действующему графику движения поездов инженер-технолог участка эксплуатации производит разбивку поездок на смены. При этом продолжительность смен должна быть: после ночи (1 смена) до 4,5 ч, дневная (2 смена) до 8 ч, вечерняя (3 смена) до 8 ч. Смены выше 8 ч не допускаются.

При этом указываются: время и место выхода на работу, время и место окончания работы, продолжительность смены, время, место и продолжительность плановых отстоев состава, время и место перерыва для отдыха.

Разбивка поездок на смены должна быть составлена не позднее чем за 1,5 мес до ввода в действие нового графика движения поездов и утверждена заместителем начальника депо по эксплуатации и профсоюзным комитетом.

Для ознакомления локомотивных бригад с новым графиком и порядком работы утвержденная разбивка поездок на смены объявляется им за месяц до ввода нового графика движения поездов.

На основании утвержденной разбивки поездок на смены и графика текущего содержания составов (для работы локомотивных бригад на закрепленных составах) нарядчики составляют график работы локомотивных бригад на месяц.

При составлении графика работы локомотивных бригад нарядчики должны руководствоваться положением о рабочем времени и времени отдыха локомотивных бригад, установленным приказом начальника депо, раскреплением локомотивных бригад за составами, графиком оборота составов.

В графике работы локомотивных бригад должны быть учтены:

  • чередование (нахождение) бригады на поездной, маневровой работе и в резерве;
  • месячная норма рабочих часов и равномерное распределение выходных дней;
  • распределение подменных выходных дней (каждому машинисту не более 3-4 дней);
  • приемка составов старшими машинистами из ремонтов и присутствие локомотивных бригад на комиссионных осмотрах составов;
  • ежегодные отпуска локомотивных бригад.

График работы локомотивных бригад утверждается заместителем начальника депо по эксплуатации, старшим инженером по труду и зарплате и комитетом профсоюза не позднее 25 числа предшествующего месяца. По графику работы локомотивных бригад составляются наряды, которые объявляются в депо за 3-4 дня до начала их действия.

На основании общего графика работы для каждой локомотивной бригады составляются именные графики не позднее чем за 3 дня до начала планируемого месяца.

В именном графике указываются номер маршрута и смены, календарное количество выходных дней, подменные дни.

В расшифровке работы в смену указываются время и место выхода на работу и окончания работы. График работы выдается каждому машинисту на все время действия.

Локомотивные бригады накануне свободного от работы дня обязаны узнать у нарядчиков о дальнейшей работе, так как свободный день не является днем отдыха и нарядчик имеет право назначить локомотивную бригаду на работу. Все остальные изменения в именном графике производятся только в случаях крайней необходимости.

Именные графики составляются для всех локомотивных бригад, кроме тех, которые находятся в отпуске или исполняют другие обязанности, что составляет примерно 9-10%.

Продолжительность времени непрерывной работы других работников (дежурных по депо, маневровых машинистов и их помощников, операторов, машинистов хозяйственных электровозов, дежурных комнат отдыха), связанных с приемом, формированием и отправлением составов из депо, организуется по типовым графикам четырехсменного дежурства с 12-часовой непрерывностью работ. При этом дни еженедельного отдыха предоставляются равномерно во все дни недели. Праздничные и воскресные дни включаются в график, как обычные дни, продолжительность рабочего дня не сокращается, а взамен предоставляются дополнительные дни отдыха, обеспечивается также нормальное чередование дневных и ночных смен.

Графики и расписания работ утверждаются начальником депо и объявляются не позднее чем за 3 дня до начала их действий.

Работа машинистов-инструкторов организуется по месячным календарным графикам, в которых предусмотрено:

  • выполнение контрольно-инструкторских поездок с локомотивными бригадами в дневное и ночное время, в рабочие и выходные дни;
  • проведение внезапных проверок выполнения служебных обязанностей бригадами и правильного использования ими предоставленного времени для отдыха в депо или на линии (в комнатах отдыха);
  • проведение технической и практической учебы, проверок технического состояния (осмотров) составов;
  • предоставление еженедельных выходных дней равномерно во все дни недели.

Работа в праздничные и воскресные дни производится по графику. Как и в обычные дни, продолжительность рабочего дня в предвыходные и праздничные дни не сокращается, а взамен предоставляются дополнительные дни отдыха, при этом обеспечивается нормальное чередование ночных и дневных смен.

Графики работы машинистов-инструкторов утверждаются начальником депо и выдаются машинистами-инструкторами не позднее чем за 3 дня до начала их действия.

Работа нарядчиков и других работников, связанных с эксплуатационной работой, производится по типовым правилам внутреннего трудового распорядка для рабочих и служащих.

Потребность локомотивных бригад определяется из расчета времени работы подвижного состава Тм (по маршрутам в течение месяца) по графику движения поездов, числа обращающихся пар поездов и времени работы локомотивных бригад на обслуживаемом участке (за исключением времени отдыха, предоставляемого бригадам в пунктах оборота и депо):
Тм=Тр+Тс+Тв,
где Тр — время работы подвижного состава в рабочие дни месяца (из графика движения поездов);
Тс — время работы подвижного состава в субботние дни месяца (из субботнего графика движения поездов);
Тв — время работы подвижного состава в воскресные дни месяца (из воскресного графика движения поездов).

Число локомотивных бригад Бп:
Бп=Тм/t,
где t — число рабочих часов в данном месяце при шестичасовом рабочем дне.

Годовая потребность локомотивных бригад определяется из расчета максимальной потребности наиболее загруженного месяца года.

Приведенный расчет показывает месячную потребность локомотивных бригад для выполнения норм движения поездов. Следует дополнительно рассчитать численность штата для замещения лиц, находящихся в отпуске, выполняющих государственные обязанности, отсутствующих по болезни, обслуживающих автоматизированные поезда (дополнительный резерв), занятых маневровой работой в депо и эксплуатацией подвижных хозяйственных единиц.

Численность дополнительного штата на замещение лиц, находящихся в отпуске, принимается в размере 8,6-9% от общей потребности локомотивных бригад в среднем за год. Этот процент определяется отношением рабочих часов, равных времени отпуска, к среднегодовой величине рабочих часов. Локомотивным бригадам предоставляется отпуск на 24 рабочих дня и 3 дня дополнительных после двух лет непрерывной работы в депо.

Для замещения лиц, выполняющих государственные обязанности, планируют примерно 1,2-2% общего потребного числа локомотивных бригад. Исходя из фактических данных для замещения больных планируют примерно от 3 до 7%.

Дополнительное число локомотивных бригад при обслуживании автоматизированного электропоезда одним машинистом без помощника машиниста составляет от 3 до 5%. Этот процент бригад требуется для оказания помощи машинистам при отказе действующих устройств АЛС-АРС или устройств автоматического управления движением поездов и при других неисправностях электропоездов, когда требуется перейти на обслуживание поездов в два лица.

Общая потребность в дополнительном штате локомотивных бригад для выполнения графика движения поездов 15,8-23%.

Для производства маневровой работы в депо с 40 стойлами (канавами) в сутки необходимо иметь 4 локомотивные бригады, т. е. 4 маневровых машиниста и 4 помощника машиниста. Работа может быть организована и в одно лицо.

Работа на контактно-аккумуляторных электровозах (рис. 27) и других подвижных единицах, сконструированных на базе электроподвижного состава, также производится локомотивными бригадами, каждая из которых состоит из машиниста и помощника машиниста. В сутки требуется от 2 до 3 локомотивных бригад в зависимости от заданных производственных процессов и объема перевозки грузов в тоннелях метрополитена.

Работа маневровых машинистов и их помощников, машинистов и помощников машинистов электровозов и других электроподвижных единиц организуется по типовым графикам четырехсменного дежурства с 12-часовой непрерывностью работ. Следовательно, потребность маневровых машинистов в месяц составляет 8 человек, помощников машинистов 8, машинистов электровозов 5 человек и их помощников — 5. Это составляет примерно 3-5% от общей потребности численности локомотивных бригад.

Контактно-аккумуляторный электровоз

Общая численность (штат) локомотивных бригад Бобщ в депо: Бобщ=Бп+Ботп+Бб+Бг. о+Брез+Бман+Бэл,
где Бп — потребность локомотивных бригад для выполнения заданных размеров движения на линии;
Ботп — численность дополнительного штата для замещения лиц, находящихся в отпуске;
Бб — дополнительный штат для замещения больных;
Бг. о — дополнительный штат для замещения лиц, выполняющих государственные обязанности;
Брез — численность дополнительного штата для постоянного резерва;
Бман — среднегодовая потребность в маневровых машинистах и их помощниках;
Бэл — среднегодовая потребность в машинистах и их помощниках для обслуживания электровозов и других поездных единиц, сконструированных на базе электроподвижного состава.

Для каждой линии метрополитена службой подвижного состава разрабатываются режимы ведения поездов на основании тяговых расчетов и опытных поездок.

Режимы ведения поездов утверждаются заместителем начальника метрополитена после согласования со службами движения, подвижного состава, СЦБ и связи, с руководством депо, обслуживающего данную линию, и главным энергетиком метрополитена.

Общее время следования по линии (участку) в одном направлении (от станции отправления до конечной станции) Тоб

где Е tп — сумма времен проследования поезда по каждому перегону;
Е tст — сумма времен стоянок поезда на станциях (от прибытия до отправления).

Оборот составов на конечных станциях при интервале движения до 3 мин производится двумя машинистами, один из которых заводит состав в тупик, другой выводит. Такой оборот составов позволяет резко сократить время оборота.

Это время зависит от длины станционных путей, скорости движения согласно ПТЭ, длины состава, технических средств автоблокировки и централизации, а также времени, затраченного на высадку пассажиров, прибывших на конечную станцию, и на посадку пассажиров после оборота состава. Исходя из графика движения поездов и опыта работы время оборота состава на станции составляет от 3 до 4 мин.

Время полного оборота состава (при движении по I и II пути) Тоб

где t«х — время движения поезда от начальной до конечной станции;
t»об. ст — время оборота состава на конечной станции;
t«„х — время движения поезда от начальной до конечной станции в обратном направлении;
t“»об. ст — время оборота состава на начальной станции.

Режимы ведения поездов по перегонам в процессе работы можно корректировать, не изменяя при этом общее время следования от начальной до конечной станции.

Время стоянки поездов на станциях зависит от:

  • условий посадки и высадки пассажиров;
  • равномерности расположения их на пассажирской платформе;
  • типа электроподвижного состава и его длины;
  • четкости информации пассажиров посредством радиооповещения, указателей, эмблемных знаков, символов и т. п.;
  • размеров пассажирских платформ и распределительных залов станций;
  • работы эскалаторов в зависимости от пассажиропотока и ряда других условий.

Время на прием поездов, производство маневровой работы и отправление поездов определяется технической оснащенностью станций, правильным расположением светофоров, динамическими качествами подвижного состава, состоянием путевого хозяйства и другими средствами.

Для осуществления перевозок различных грузов, необходимых для проведения ремонтных работ, материального обеспечения вновь строящихся линий, содержания станций и тоннелей в надлежащем санитарно-гигиеническом состоянии на метрополитенах применяются мотовозы, дрезины, электровозы и прицепные единицы к ним (платформы, тележки и т. п.).

Движение хозяйственных поездов на линиях производится после окончания движения пассажирских поездов с 1 часа ночи до 5 часов утра по специальному графику. Данные для разработки графика определяются из составленного плана выпуска и работы хозяйственных поездов на месяц. Графики движения хозяйственных поездов составляются на каждую ночь по каждой действующей линии в отдельности.

Поездной диспетчер, получив график, уточняет с руководителями работ заявку на выпуск хозяйственных поездов и при необходимости производит корректировку графика.

Ежемесячный план выпуска и работы хозяйственных поездов составляется по предварительным заявкам служб и предприятий метрополитена или посторонних организаций. В заявке указывается тип тяговой единицы, количество и ряд прицепных единиц, наименование груза, место производства работ (маршрут следования), фамилия ответственного руководителя, источник финансирования. Ежемесячно за 15 дней до начала периода на последующий месяц представляется заявка в диспетчерскую группу планирования хозяйственных перевозок (в службу движения).

Для перспективного планирования службой хозяйственных перевозок подвижного состава составляется квартальный план выделения лимитов на мототранспорт и электровозы.

Исходя из поквартальных планов выделения лимитов на мототранспорт, а также максимальной потребности в один из месяцев года и опыта работы определяется годичная потребность в локомотивных бригадах.

Каждую тяговую единицу (мотовоз или дрезину) должна обслуживать одна локомотивная бригада — машинист и помощник машиниста.

Общая численность штата локомотивных бригад в мотодепо с учетом отпусков, выполнения гособязанностей, замещения больных, выполнения маневровой работы в депо увеличивается в связи с этим на 15-20% от общей потребности локомотивных бригад, занятых выполнением графика.

Нормальная продолжительность рабочего времени для локомотивных бригад (машинисты и помощники машинистов), занятых на работе в тоннелях только в ночное время, установлена 5 ч при шестидневной рабочей неделе.