Метрополитен Мюнхена. Метрополитен столицы Баварии, насчитывающей 1,8 млн. жителей, состоит из трех основных и нескольких ответвляющихся линий радиального направления, которые в целях рациональных пересадочных возможностей многократно пересекаются друг с другом.
Строительство метрополитена было значительно ускорено в связи с подготовкой к проведению Олимпийских игр (1972 г.).
Первый 10-километровый участок на линии север-юг был открыт для движения 19 октября 1971 г. после 7 лет строительства.
К началу Олимпиады был закончен ответвляющийся от этой линии участок длиной 3,5 км до олимпийского центра. Позже, после строительства двух новых участков, линия север-юг достигла 12,5 км.
Первая очередь второй линии направления север-юг длиной 15,5 км с 19 станциями была открыта в 1980 г. С ее пуском общая длина действующих линий достигла 31 км.
Среднесуточное число пассажиров составляет 600 тыс. человек. Рекордная перевозка была отмечена во время Олимпиады — 30 тысяч пассажиров в час в одном направлении.
Строительство велось в основном с помощью проходческого щита, открытым способом и методом одноарочного строительства.
Последний метод строительства линий глубокого заложения по своей производительности не уступает способу открытого производства работ.
Применение торкретного бетона дало возможность перекрыть одной арочной конструкцией трехпутный тоннель с площадью сечения 150 м2. На станции Харрас был применен водонепроницаемый бетон без специальной изоляции.
Путь имеет колею 1435 мм, деревянные или бетонные шпалы, уложенные на щебеночном балласте толщиной 22 см. На некоторых участках для снижения шума под щебеночной подушкой уложены эластичные прокладки с резиновым наполнителем.
Энергоснабжение осуществляется на постоянном токе напряжением 750 В.
Изоляторы контактных рельсов изготовлены из полистирола, усиленного стекловолокном.
Сигнальная система, благодаря непрерывному контролю скорости движения и автоматическому вождению поездов, обеспечивает надежное движение поездов с интервалами в 90 с.
Линия оборудована автоматическими устройствами по переводу стрелок, которые выполняются установленными в системе управления ЭВМ.
Диспетчер, контролирующий движение, видит на цветном мониторе, также связанном с ЭВМ, положение поездов на схеме дорожной сети, их маршрут, длину поезда, положение стрелки и т. д.
Участки оборудованы двусторонней автоблокировкой с автостопами, что гарантирует бесперебойную работу при неисправности системы автоматического вождения поездов.
Строительство метрополитена продолжается весьма интенсивно. В 1982 г. введена новая линия до Роткройцплатц. В 1983 г. завершено строительство так называемой «цветочной линии», ведущей к району, где расположены международные выставки по садоводству.
В 1984 г. построен четырехкилометровый участок между Вештендштрассе и Карлсплатц. Ожидается, что к 2000 г. общая длина десяти линий будет равна 90 км.
Пригородная железная дорога, имеющая протяженность 400 км, один из участков которой в центре города проходит под землей, тесно связана с метрополитеном путем специально оборудованных пересадочных узлов.
Новые линии метрополитенов. В Бохуме ведется строительство подземного участка второй линии метрополитена, которая соединит Бохум с городами Херне и Гельзенкирхен. В настоящее время строится участок длиной 5,4 км с семью станциями, сдача которого в эксплуатацию намечена на 1989 г.
Строительство остальных 1,3 км с двумя станциями начато в 1985 г. И должно завершиться в 1990 г.
В Дортмунде в 1984 г. началась эксплуатация первой линии метрополитена длиной 9,4 км с 13 станциями, которая включает двухпутный подземный участок длиной 2,5 км с двумя станциями. Строительство еще двух линий будет закончено в начале 90-х годов.
В Гамбурге строится участок второй линии метрополитена длиной 5,7 км, который будет сдан в эксплуатацию в 1989 г. В 1984 г. начато строительство участка третьей линии длиной 2,9 км, которое должно завершиться в середине 90-х годов. На ряде эксплуатируемых участков продолжаются испытания автоматизированного подвижного состава.
В Ганновере ведется переоборудование трамвайной сети для нужд метрополитена. В эксплуатации находятся уже две линии. На третьей линии в марте 1984 г. вступил в эксплуатацию подземный участок длиной 465 м. В 1984 г. начата реконструкция восточного радиуса линии С, которую намечено закончить в 1988 г.