Метрополитен Милана. в начале 60-х годов объем пассажирских перевозок на городском общественном транспорте в Милане значительно возрос. Это и стало основанием строительства метрополитена. Первая линия метрополитена протяженностью 17,7 км была открыта для движения в 1964 г., а в 1970 г. ввели в эксплуатацию вторую линию протяженностью 8,5 км.
В конце 70-х годов была спроектирована третья линия, ее протяженность 9,1 км. Строительство третьей линии началось в октябре 1981 г. Протяженность первого участка — 1,02 км. Всего на этой линии будет сооружено 13 станций с переходами на существующие линии. Строительству этой линии способствовала хорошая связь с пригородным движением, так как метрополитен пересекает три станции Итальянских государственных железных дорог и, кроме того, трасса третьей линии увязана с сетью автобусных маршрутов.
Стоимость строительства составляет 700 млрд. лир (550 млн. долларов). По предварительным данным объем перевозок составит первоначально 70 млн. пассажиров в год, а к 1990 г. возрастет до 90-100 млн. пассажиров. Линия пройдет в тоннелях, проходка которых осуществляется с предварительной обработкой аллювиального грунта специальным химическим укрепляющим раствором. Новая линия запроектирована на постоянном токе напряжением 1500 В. Это объясняется тем, что такая система энергоснабжения позволяет продлить новую линию в пригородные районы.
В 1980-1981 гг. начато удлинение участков на обеих старых линиях, строительство которых закончено в конце 1984 г. В 1985 г. На первой линии построен еще один участок, протяженностью 2,2 км.
На недавно построенных участках для контактной сети используются опоры из армированной пластмассы, что позволило сократить расходы, в основном за счет снижения затрат на текущее содержание на 70%.
Метрополитен Генуи. В Генуе заканчивается строительство первой линии метрополитена протяженностью 8 км с 11 станциями.
Несмотря на стандартный проект, постройка метро связана с большими трудностями из-за архитектурных особенностей города. Население города составляет 750 тыс. человек, поэтому наземные виды транспорта вполне могли бы удовлетворить потребности города в перевозках. Но улицы Генуи настолько узки, что на них постоянно образуются уличные пробки, поэтому скорость транспорта немногим больше скорости пешехода. Вместе с тем власти города хотят сохранить его историческую часть, так называемый старый город.
Строительство метрополитена облегчается благодаря наличию в городе тоннелей, которые можно использовать при прокладке линий. Для нового метрополитена будет построено 60 вагонов серийного производства. Кузов вагона будет выполнен не из стали, а из алюминия, в результате чего масса каждого вагона сократится на 4 т. На вагонах предусмотрены раздвижные двери, по 4 двойных и 2 одинарных на каждой стороне.
Вместимость вагона — 222 человека, мест для сидения — 28. При такой вместимости вагона пропускная способность достигнет 24 тыс. пассажиров в час в каждом направлении. Минимальный интервал между поездами составит 120 с. Поезда будут сформированы из трех вагонов.
Два тяговых двигателя вагона питаются постоянным током напряжением 750 в и обеспечивают максимальную скорость поезда 75 км/ч, предусматривая реостатное и рекуперативное торможение.
Длина платформ на станциях — 80 м. Путь уложен на бетонном основании с использованием специальных подкладок для уменьшения вибрации. Управление движением будет осуществляться из одного центра. Предусматривается оборудовать линии системой автоведения.