Метрополитен Торонто. Население канадского города Торонто составляет более 2,1 млн. человек. Первый канадский метрополитен был сдан в эксплуатацию именно в Торонто в 1954 г. Сейчас две его двухпутные линии имеют протяженность 56,9 км с 61 станцией.
Особенностями транспортной сети города, являющегося крупнейшим промышленным городом страны, являются:
Линии в основном проходят в открытых и закрытых выемках и лишь небольшая их часть в тоннелях. Максимальная пропускная способность — 30 пар поездов в час, в состав которых входит от четырех до восьми вагонов.
Вместимость вагона — около 300 чел., в том числе 76 мест для сидения, максимальная скорость — 90 км/ч. Энергоснабжение обеспечивается на постоянном токе посредством контактного рельса под напряжением 600 В. Наибольший уклон тоннелей — 34%о. В качестве ходовых использованы рельсы типа 50 кг/м.
Архитектурный облик станций, среднее расстояние между которыми 700-800 м, прост и лаконичен. Большая часть станций построена по типовым схемам, заложенные в них объемно-планировочные решения весьма экономичны, поскольку рассчитаны на пропуск максимальных пассажиропотоков при минимальных строительных затратах (с обеспечением требуемых норм комфорта для пассажиров и обслуживающего персонала).
Для облицовки стен и колонн применяются: глазурованная плитка, керамика, панели из стекла и профилированная нержавеющая сталь.
На станциях с боковыми и островными платформами потолки окрашены эмульсионными красками, а в средних залах применены подвесные потолки из звукопоглощающего материала.
На станциях, сооруженных закрытым способом, для отделки стен и пилонов применены тонкие панели из нержавеющей стали, иногда покрытые эмалью.
Полы на станциях и в вестибюлях мозаичные, края станционных платформ и лестничных ступеней отделаны шероховатой полосой из специального материала, что повышает безопасность пассажиров.
Перечисленные отделочные материалы долговечны, дешевы и прекрасно зарекомендовали себя в эксплуатации. Гладкие поверхности облицовки гигиеничны и хорошо моются, а отсутствие сложных профилей упрощает их обслуживание.
Для освещения станций и вестибюлей применены люминесцентные лампы. Пыленепроницаемые светильники над посадочными платформами станций и вестибюлей выполнены в виде непрерывных полос, прикрепленных к потолку, или в виде отдельных светильников, встроенных в подшивной потолок.
На линии Блур-Данформ сооружено 19 станций. Они выполнены двухэтажными и оборудованы не боковыми, а островными платформами, длина которых 150 м. Только одна из всех станций линии наземная, остальные — подземные.
Под станцией Киил расположены поворотные петли трамвайных путей и автобусных линий. Другой особенностью этой станции являются движущиеся тротуары, по которым пассажиры доставляются на платформу.
Движущийся тротуар оборудован лентой конвейера шириной 1220 мм, длиной 30 м. Скорость движущегося тротуара приблизительно 27,5 м/мин, провозная способность 7200 пассажиров в час.
Все станции метро оборудованы эскалаторами. Контроль входа на станции осуществляется автоматическими контрольными пунктами, работающими от билетов с магнитной закодированной пленкой. В вестибюлях станций установлены денежные автоматы и автоматы для приобретения проездных билетов.
В течение всего времени работы метрополитена входы на станции находятся под постоянным наблюдением телевизионных камер.
При входах на станции установлены громкоговорители для передачи информации пассажирам, находящимся в вестибюле.
В тоннелях, на деповских путях и других участках применен бесшпальный путь, за исключением стрелочных переводов, уложенных на деревянные брусья и щебеночный балласт. На открытых участках трассы, где основанием пути служит земляное полотно, рельсы уложены на деревянные шпалы и балласт. Упругость пути достигается за счет применения резиновых прокладок толщиной 12,7 мм.
Смазка рельсов на кривых производится автоматически рельсосмазывателями, установленными в начале закруглений пути. Реборды колес проходящих поездов смазываются с обеих сторон, поэтому смазка переносится как на ходовой рельс, так и на контррельс.
Управление метрополитеном осуществляется из центрального диспетчерского пункта, который оборудован световым табло и пультом управления. На табло отражаются поездное положение на линиях, маршрут каждого поезда, положение стрелок, показания сигналов и другая информация, необходимая для оперативного контроля и управления движением поездов. Центральный диспетчерский пункт имеет двухстороннюю связь со всеми блок-постами и поездами, находящимися на линии.
Вентиляция тоннелей метрополитена осуществляется по продольной схеме. Проветривание во внепиковые часы происходит естественным путем за счет поршневого эффекта. Приток и выброс воздуха происходят через вентиляционные шахты, расположенные через каждые 140-180 м по длине перегона.
Вентиляционные шахты, находящиеся в середине перегона, оборудованы вентиляторами, что позволяет усилить проветривание в периоды повышения тепловой нагрузки (например, в часы пик). Станции имеют обособленную систему вентиляции, проветривание осуществляется по продольной схеме.
Для отопления вагонов в холодное время применяются электрические обогреватели, расположенные под полом вагона. В системе отопления предусмотрен трехступенчатый терморегулятор. Кроме того, для отопления вагонов используется тепло от тяговых двигателей и тормозных устройств.
Метрополитен Монреаля. Первые участки метрополитена в Монреале, население которого составляет более 2,7 млн. человек, были сданы в эксплуатацию в 1966 г.
В настоящее время сеть действующих трех линий имеет протяженность 46,7 км с 51 станцией, расстояние между которыми 850-1100 м.
Вагоны парижского типа на резиновых шинах имеют алюминиевый кузов и рассчитаны на 140 пассажиров.
Скорость движения по перегонам — около 45 км/ч, интервалы между поездами в часы пик составляют 180 с, в остальное время — до 6 мин, стоянка на станциях-15 с. Станции оборудованы эскалаторами, несмотря на то, что линии мелкого заложения. Скорость движения эскалаторов невелика и составляет 0,6 м/с. На перронах установлены движущиеся тротуары, работающие со скоростью 0,72 м/с.
Станции расположены удобно по отношению к наземному транспорту и пассажирообразующим пунктам, отделаны глазурованной плиткой с учетом современных эстетических требований. Существенный недостаток метрополитена — слабая вентиляция (естественная), несмотря на жаркое лето и высокую влажность. Станции содержатся в достаточно чистом состоянии, прежде всего, благодаря применению для уборки вагонов-пылесосов. Уборочный поезд состоит из трех вагонов и очищает от пыли 26 км тоннеля в месяц, собирая при этом до 500 кг пыли.
В целом монреальский метрополитен представляет собой достаточно совершенное сооружение. Однако подвижной состав, по мнению специалистов, неоправданно усложнен из-за применения резиновых шин, поскольку даваемый ими эффект по снижению уровня шума по сравнению с традиционными решениями невелик.