В настоящее время метрополитены эксплуатируются почти в 100 городах более чем 30 стран мира. К наиболее крупным по протяженности и количеству станций относятся:
Нью-Йоркский 392,2 км, 474 станции
Лондонский 387,9 км, 247
станций Парижский (вместе с экспрессными линиями) 294,7 км, 423 станции
Токийский 197 км, 192 станции
По годовому объему перевозок первое место среди зарубежных метрополитенов занимает Токийский, который перевозит более 2100 млн. человек ежегодно. Парижский перевозит более 1400 млн. человек, Нью-Йоркский более 1100 млн. человек, метрополитен Мехико более 1050 млн. пассажиров в год.
По максимальной пропускной способности зарубежные метрополитены характеризуются следующим образом:
Нью-Йоркский 40 пар поездов в час
Парижский 38 пар поездов в час
Лондонский 34 пар поездов в час
Токийский 33 пар поездов в час
Техническая скорость на зарубежных метрополитенах сравнительно невысока. В метро Филадельфии она составляет 60 км/ч, Вашингтона — 56, Сан-Франциско — 53, на экспрессной линии Парижа — 48, в Хельсинки — 43 км/ч. Участковая скорость, т. е. средняя скорость хода по участку с учетом стоянок, еще ниже и колеблется в широком диапазоне.
Одним из главных направлений повышения производительности труда, безопасности и комфортабельности перевозок, экономии энергоресурсов является автоматизация всего перевозочного процесса. Разрабатываются и внедряются автоматические системы управления метрополитенами, осуществляющие весь комплекс мероприятий по эксплуатации метрополитена от автоматизации движения поездов (в некоторых случаях без локомотивных бригад) до уборки вестибюлей, станций и перегонов. Такие системы действуют, например, в Лилле (Франция), Ванкувере (Канада), Саппоро (Япония), Сан-Паулу (Бразилия) и на метрополитенах некоторых других городов.
Производительность труда на метрополитенах измеряется как отношение числа перевезенных пассажиров в сутки к числу работающих и колеблется в широких пределах. Например, на Мюнхенском метрополитене она составляет 503 пассажира на одного человека, а на метрополитене Сан-Франциско только 64. Производительность труда во многом зависит от протяженности метрополитена, поэтому наиболее распространенным и характеризующим показателем является число работников метрополитена, приходящихся на 1 км протяженности.
Для крупных метрополитенов мира этот показатель составляет:
Нью-Йоркский 72 чел./км
Лондонский 59 чел./км
Парижский 45 чел./км
Решающим условием, влияющим на доходность зарубежных метрополитенов, является комфортабельность перевозок, культура обслуживания пассажиров. Для этого станции оборудуются новейшей системой информации, которая основывается на применении символов, индексов, пиктограмм, световых табло. Широкое распространение получают билетные автоматы, принимающие бумажные деньги и дающие сдачу. В условиях постоянно растущих цен на проезд в метрополитенах эти автоматы весьма перспективны. Широко также внедряются на станциях движущиеся тротуары, преимуществом которых является сокращение расходов на сооружение просторных пешеходных переходов, так как горизонтальные эскалаторы требуют меньших площадей. Устанавливаются также системы телевизионного контроля за вестибюлями, платформами, эскалаторами.
Значительно изменился за последнее время и подвижной состав. Вагоны, как правило, имеют принудительную вентиляцию. Кузова сооружаются из сверхпрочной коррозионностойкой стали или алюминиевых сплавов. Главная задача, которая решается при конструировании вагонов, это снижение расходов электроэнергии и повышение комфортабельности. Усиление условий пожаробезопасности осуществляется по двум направлениям: во-первых, за счет расширения применения несгораемых и огнестойких материалов на подвижном составе и при оборудовании станций, во-вторых, путем оснащения подвижного состава средствами защиты от токов высокой частоты, которые могут привести к возгоранию вагона. Этим же целям служит оборудование станций и поездов автоматическими, централизованными системами противопожарной сигнализации, установка специальных датчиков, температурных детекторов и систем автоматического огнетушения.
Ниже рассмотрены некоторые вопросы технического оснащения и организации обслуживания пассажиров на наиболее крупных метрополитенах мира.