В настоящее время ведется сооружение метрополитенов в Днепропетровске, Куйбышеве*, Свердловске, Риге и Алма-Ате.
Строительство первой очереди метрополитена в Днепропетровске имеет целью обеспечить скоростную транспортную связь исторически сложившегося административно-культурного центра города с западными и восточными промышленными зонами и районами массовой жилой застройки правобережной части города. Трасса линии начинается от оборотных тупиков перед станцией Коммунарская и проходит по проспекту Свободы, у территории трубопрокатного завода имени В. И. Ленина и металлургического завода имени Г. И. Петровского, вдоль улицы Маяковского, проспекта Калинина и далее вдоль проспекта Карла Маркса до пересечения его с проспектом Гагарина. На линии будут построены 9 станций: Коммунарская, Электровозостроителей, Заводская, Металлургов, Дворец Ильича, Вокзальная, Парк Чкалова, Площадь Ленина, Октябрьская площадь. Из указанных станций только станция Коммунарская мелкого заложения с открытым способом работ, остальные станции глубокого заложения с закрытым способом работ.
Схема линий Днепропетровского метрополитена
Протяженность первой очереди метрополитена 11,9 км с девятью станциями (рис. 12).
Ввод в эксплуатацию предусматривается в два этапа: первый участок от станции Коммунарская до станции Вокзальная с шестью станциями протяженностью 7,8 км с депо и инженерным корпусом — в 1990 г. Второй участок от станции Вокзальная до станции Октябрьская площадь с тремя станциями протяженностью 4 км и зданием эксплуатационного персонала — в 1993 г.
Линия первой очереди Куйбышевского метрополитена проходит через центр города с плотной застройкой вдоль основных магистралей в восточную промышленную зону. Подготовительные работы начаты в 1979 г., а основные ведутся с 1981 г.
Первая очередь будет иметь протяженность 17,4 км, депо и инженерный корпус. Все станции мелкого заложения с открытым способом производства работ. Гидрогеологические условия весьма сложные на участке длиной 5 км, сложные на участке длиной 6 км и благоприятные на участке длиной 6 км. Ввод предусматривается поэтапно в двенадцатой пятилетке участками 4,8 км с четырьмя станциями, депо и инженерным корпусом, затем 4,3 км от станции Проспект Гагарина до станции Победа и оставшийся участок длиной 8,2 км будет вводиться в тринадцатой пятилетке (рис. 13).
Схема линий Куйбышевского метрополитена
В 1978 г. утвержден проект строительства первой очереди метрополитена в г. Свердловске от станции Чкаловская до станции Проспект Космонавтов.
Первая очередь метрополитена пересекает городскую застройку с юга на север и соединяет между собой четыре района города, крупную промышленную северную зону с прилегающими жилыми микрорайонами, железнодорожный вокзал и автовокзал с жилыми кварталами по улицам 8 Марта и Щорса. В составе первой очереди выделен первый пусковой участок от станции Площадь 1905 года до станции Проспект Космонавтов, что позволит решить транспортную проблему по самому напряженному направлению движения наземного пассажирского транспорта. Протяженность первой очереди — 11,55 км, количество станций — девять (рис. 14).
Комплексной схемой развития городского пассажирского транспорта предусмотрено сооружение метрополитена в г. Риге.
Первая линия протяженностью 9,0 км свяжет районы массовой жилой застройки западной части города через ее центр с промышленным районом в юго-восточной части. Количество станций на линии — восемь, из них 4 станции — глубокого заложения.
Схема линий Свердловского метрополитена
Строительство будет проходить в сложных инженерно-геологических условиях, в районах плотной городской застройки, большой исторической ценности. Для осуществления строительства необходимо в течение двух лет провести комплекс подготовительных работ по сносу зданий, перекладке подземных коммуникаций, подготовке строительных площадок с сооружением временных зданий и наземных горных комплексов. Необходимо также соорудить производственную базу строительства.
В соответствии с решением директивных органов в двенадцатой пятилетке начато сооружение первой очереди метрополитена в г. Алма-Ате.
Строительство первого участка от станции Октябрьская до станции Алатау протяженностью 8,3 км позволит решить проблему пассажироперевозок, так как свяжет через центр крупные жилые массивы с промышленными районами. Количество станций — восемь, в том числе шесть — глубокого заложения.
Строительство метрополитена ведется в трудных условиях селевых отложений и в зоне высокой сейсмичности.
* — Первый участок линии метрополитена в Куйбышеве введен вэксплуатацию вконце 1987 г.