Столицей Западной Сибири по праву называют Новосибирск, крупнейший город с удивительной судьбой. На месте небольшого рыбацкого поселка Гусевка (1883 г.) за неполные сто лет вырос один из крупнейших и быстрорастущих городов нашей страны. Численность населения Новосибирска достигла 1,5 млн. человек, а в перспективе составит 2,35-2,5 млн. Поэтому при разработке транспортной схемы развития всех видов транспорта было принято решение построить метрополитен протяженностью около 52 км с тремя линиями: Ленинской протяженностью около 20 км, Кировской — около 21 км и Дзержинской длиной примерно 11 км.
Ленинская линия пройдет с северной в западную часть города и вместе с Кировской, которая пройдет с востока на юг, соединит правобережную и левобережную части города. Дзержинскую линию планируется построить по правобережной части. В местах пересечения линий будут построены крупные пересадочные узлы. Принятая схема обеспечит поездки пассажира в любой район города без пересадки или не более чем с одной пересадкой.
Трасса Ленинской линии соединяет центральную часть города с правобережной мостом через Обь, предназначенным только для метрополитена, и пройдет по главной улице города Красному проспекту.
По инженерно-геологическим условиям вся трасса будет иметь 11 станций мелкого заложения. Моторвагонное депо запроектировано в долине реки Ельцовка, которая проходит по всему городу.
При детальной проработке, с учетом всех градостроительных, транспортных и строительных факторов было признано целесообразным разместить станцию Спортивная на эстакаде мостового перехода вблизи зоны отдыха жителей города и будущего крупного спортивного комплекса. В пусковой участок первой очереди включена также часть Кировской линии от станции Сибирская, расположенной на Красном проспекте и до Вокзальной (рис. 11).
Участок Кировской линии проходит по важнейшему транспортному направлению: улицам Челюскинцев и Гоголя, что позволяет значительно улучшить транспортные связи населения на этом направлении.
Схема линий Новосибирского метрополитена
На Красном проспекте создается центральный пересадочный узел с объединенным вестибюлем двух станций.
Первый участок Новосибирского метрополитена принял пассажиров в конце 1985 г.