Первым метрополитеном в Поволжье стал Горьковский метрополитен. Технический проект строительства первой очереди метрополитена в г. Горьком был утвержден в 1976 г. А уже через год 17 декабря 1977 г. была забита первая свая ограждения станции Ленинская. С этого момента и началось строительство метрополитена в городе Горьком, десятого по счету в стране.
Схема линий Горьковского метрополитена
В пусковой комплекс 1-го участка первой очереди вошли линия протяженностью 7,8 км с шестью станциями, депо и инженерный корпус. Ввод в эксплуатацию осуществлен 19 ноября 1985 г. Это был общегородской праздник. Газеты писали: «Первые пассажиры увидели шесть новых станций. У каждой из них свой художественный образ. А создать его помогло использование богатой цветовой гаммы природного камня. Его привезли в город на Волге из Карелии и Ленинградской обл., Киргизии и с Украины, с Байкала и из Грузии, Узбекистана, Хакассии и даже с Кубы. Строить горьковчанам метро помогала вся страна».
Первый участок обеспечил скоростную связь между Московским вокзалом и тремя индустриальными районами города — Канавинским, Ленинским и Автозаводским. Положение трассы в плане определялось расположением станций в наиболее крупных пассажирообразующих узлах с учетом сложившейся планировочной структуры и перспективы развития районов города, а также исходя из условий строительства линий мелкого заложения.
Станция Московская (рис. 10), являющаяся пересадочной на перспективную Сормовско-Нижнегородскую линию метрополитена, расположена под площадью Революции. Она выполнена с двумя пассажирскими платформами островного типа и четырьмя путями в одном конструкторском объеме с использованием сборно-монолитной железобетонной обделки. Вестибюли станции Московская, объединенные для обеих платформ, соединяются с ними лестницами и эскалаторами. Станции Чкаловская, Ленинская, Заречная, Двигатель Революции и Пролетарская расположены под улицей Октябрьской Революции и проспектом Ленина.
Второй пусковой участок 1-й очереди до станции Комсомольская протяженностью 1,9 км введен в эксплуатацию в 1987 г. Уже с 1984 г. начались работы по переносу инженерных коммуникаций из зоны строительства участка продления Автозаводско-Мещерской линии до станции Ждановская протяженностью 2,5 км. Этот участок будет закончен в 1989 г. Таким образом, к 1989 г. Горьковский метрополитен пополнится еще четырьмя станциями.