Необходимость строительства метрополитена в столице Белоруссии городе-герое Минске была обоснована в 1969-1972 гг. при разработке комплексной схемы развития всех видов городского транспорта до 1990 г. К концу 60-х годов вследствие интенсивного развития промышленности, сети научных, учебных, культурных и общественных организаций, население Минска превысило миллион человек.
Город, восстановленный из руин, с участием лучших архитектурных сил страны стал одним из красивейших городов. Высокими темпами развивался в городе и общественный транспорт. Вместе с тем авторы генерального плана восстановления центральной части Минска в те годы не могли предвидеть столь высокие объемы и темпы роста городского хозяйства. В итоге ряд основных магистралей к 1970 г. исчерпал свою пропускную способность. Появились серьезные трудности в доставке людей к месту работы, объектам культурно-бытового назначения и просвещения из основных жилых массивов, построенных вдали от центра.
Разрабатывая комплексную схему развития всех видов городского транспорта, институт «Минскпроект» провел технико-экономическое сравнение трех вариантов новых видов общественного транспорта: автобус «экспресс», скоростной трамвай и метрополитен. При сравнении результатов преимущество метрополитена оказалось бесспорным.
Институт «Метрогипротранс» в 1974 г. разработал уточненные технико-экономические обоснования строительства первой очереди метрополитена общей протяженностью 22 км, состоящей из двух линий с девятнадцатью станциями.
Первая линия длиной 8,6 км с девятью станциями в основном предусматривалась под главной транспортной магистралью города — Ленинским проспектом. Вторая — протяженностью 13,4 км с девятью станциями соединяла жилую зону Пушкинского проспекта западной части города с промышленной зоной его юго-восточной части. Пересечение линий намечалось в районе Центральной площади с сооружением пересадочного узла.
Возведение первой линии метрополитена от станции Институт культуры до станции Московская было начато в конце 1977 г. Но на год раньше началось строительство первой очереди промышленной базы метростроя, что в конечном итоге предопределило досрочный ввод в эксплуатацию первой линии.
Задолго до начала строительства городские службы определили и включили в перспективные планы работы по реконструкции городского общественного транспорта и ряда сложных инженерных коммуникаций с учетом представления фронта работ метростроителям. Сложившаяся городская планировка с радиально-концентрическим расположением улиц, геологические особенности грунта, позволяющие прокладку линий только мелкого заложения и открытым способом, составили для всего городского хозяйства сложную задачу по представлению фронта горнопроходческих работ. Достаточно сказать, что в период строительства пускового участка главная транспортная артерия города — Ленинский проспект — в течение трех лет была полностью закрыта для движения всех видов транспорта, и не будь серьезной предварительной подготовки город столкнулся бы с непреодолимыми транспортными трудностями. Аналогичные проблемы были предварительно решены по сети водостоков, теплофикации, электроснабжения, водоснабжения и связи.
Очень много разнообразных проблем по увязке строительства метрополитена с существующими устройствами и сооружениями города возникло в процессе производства работ. Решая их, проектировщики, строители, эксплуатирующие организации проявили инициативу, инженерную смекалку, изобретательность.
Участок первой линии метрополитена в Минске введен в эксплуатацию 29 июня 1984 г., на 6 мес раньше установленного срока, к знаменательной для нашей страны дате — 40-летию освобождения Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков. Протяженность участка 8,6 км с восемью станциями, депо и инженерным корпусом.
Участок первой линии Минского метрополитена был проложен от центра в сторону транспортно-промышленной зоны в юго-западной части города (рис. 9), где сосредоточены железнодорожная станция Минск-Товарный с комплексом объектов ж. д. транспорта и пять крупных заводов. В зоне прохождения трассы расположены многие крупные предприятия города, общественные и государственные учреждения.
Схема линий Минского метрополитена
План и профиль трассы определялись городской застройкой, инженерно-геологическими и рельефными условиями, а также существующими и перспективными подземными сооружениями.
Минский метрополитен был запроектирован и построен на уровне самых высоких мировых требований и стандартов. И недаром день его открытия был встречен тысячами минчан с большим восторгом, нашедшим отражение в книге отзывов. Вот, например, запись, сделанная ветераном труда: «Вошла в метро и плачу от радости и гордости за свой город, за свою страну. Большое спасибо строителям метро. Это огромное чудо!..» Немало подобных записей сделано зарубежными гостями, например: «Я студент, гражданин Мадагаскара, очень восхищен мастерством строителей новой линии метро». Не менее взволнованные отзывы кроме минчан были оставлены представителями Вьетнама, Польши, Никарагуа и других стран.