Бурный рост столицы Армении, одного из древнейших городов мира Еревана, в начале 70-х годов и быстрое увеличение числа жителей резко обострили транспортную проблему. Сложный рельеф местности с разностью отметок в 550 м, оторванность новых микрорайонов друг от друга и центра города, исторически сложившаяся скученная застройка старого Еревана с сетью узких улиц ограничивали возможность нормальной работы наземного транспорта. После тщательного технико-экономического анализа был выбран подземный вариант скоростного трамвая, как наиболее удобного для массовых перевозок.
Проектом предусматривалось строительство тоннеля (по габаритам метрополитена) для пропуска скоростного трамвая на участке улица Киевян — площадь Ленина с двумя промежуточными станциями. Во второй половине 1972 г. началось строительство подземного скоростного трамвая. За 5 лет строители проложили 3,9 км тоннеля. В 1981 г. было опубликовано постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о строительстве метрополитена в городе Ереване, которое явилось толчком для широкого развертывания проектирования и строительства подземной транспортной магистрали, уже как метрополитена.
При разработке проекта исходили не только из традиционного принципа проектирования метрополитена в зависимости от численности населения города, величины пассажиропотоков и средней дальности поездок, но и была принята во внимание специфика города: сложный рельеф местности, повышенная подвижность местного населения, гидрогеологические особенности трассы.
Схема линий Ереванского метрополитена
При сооружении Ереванского метрополитена были осуществлены новые конструктивные решения и инженерные способы сооружения метрополитена, позволяющие получить значительный технико-экономический эффект. На трассе первой очереди Ереванского метрополитена от улицы Киевян до площади Спандаряна протяженностью 11,6 км намечалось расположить 9 станций для связи густонаселенных жилых районов с железнодорожным вокзалом и промышленной зоной города.
В пусковой комплекс первой очереди длиной 7,6 км (из которых 1,9 км — наземная часть) вошли 5 станций: Дружба, Сараланджи (Маршал Баграмян), Еритасардакан, Площадь Ленина и Сасунци Давид. Станции построены двух типов: сборно-монолитной конструкции с колоннами и пилонные из монолитного бетона. Перегонные тоннели круглого профиля пройдены в монолитной сборной железобетонной и чугунной отделках.
Вестибюли и станции метрополитена — это целый комплекс архитектурных и инженерных сооружений, построенных с использованием лучших достижений национального зодчества. Каждая станция имеет свой индивидуальный архитектурный облик. Богата цветовая гамма станций, для их отделки использованы ценные породы естественного камня — мрамор, гранит, габбро, базальт, травертин и туф, доставленные с Урала, Сибири, Украины, Средней Азии, Грузии и Армении. В оформлении станций наряду с оригинальными архитектурными формами применены декоративные панно и барельефы, изображающие страницы армянского национального эпоса и героики современной эпохи.
24 февраля 1981 г. В день открытия XXVI съезда КПСС Государственная комиссия подписала акт о приемке в эксплуатацию пускового комплекса первой очереди Ереванского метрополитена. Наступили напряженные дни предпусковой обкатки поездов, проверки и наладки всех систем и узлов. А 7 марта 1981 г. состоялось торжественное открытие Ереванского метрополитена. Гостеприимно открылись двери вестибюлей станций. Началось регулярное движение поездов по подземной магистрали от станции Дружба до станции Сасунци Давид, расположенной у железнодорожного вокзала. Метрополитен сразу завоевал популярность у ереванцев за скорость и надежность.
В 1983 и 1986 гг. было сдано в эксплуатацию еще по одной станции. Общая протяженность линии составила 9,8 км с семью станциями (рис. 8), из них две станции — наземные. Но строительство на этом не закончено. Планируется дальнейшее развитие Ереванского метрополитена.