Харьковский метрополитен шестой в стране по времени сооружения и второй на Украине органически вписался в облик города. Полуторамиллионный Харьков один из крупнейших промышленных, научных и культурных центров нашей страны, город славных революционных традиций, боевых подвигов и трудовых свершений. Его знамя украшают ордена Ленина и Октябрьской Революции.
Исторически сложившаяся радиальная планировка Харькова с суживающимися по мере приближения к центру улицами, застроенными многоэтажными домами, сильнопересеченный рельеф местности затрудняют развитие средств наземного уличного транспорта. Отдельные жилые районы удалены от промышленных предприятий и центра города, где расположены учебные заведения и научно-исследовательские институты, на значительные расстояния.
В условиях сложившейся застройки решить проблему пассажироперевозок мог только современный подземный вид транспорта. Проектное задание на строительство первой очереди метрополитена в Харькове было утверждено в 1967 г. А уже в следующем началось возведение подземной магистрали длиной 18 км с 13 станциями. В Харьков прибыли метростроители из Баку, Киева, горняки из Донецкого и Подмосковного угольных бассейнов. Строительство велось в сложных геологических условиях. Так, только на первой линии 6 станций и 7 км перегонов построены в плывунах и других обводненных грунтах. Тоннели проложены под двумя реками Харьков и Лопань и густонаселенными городскими кварталами. При возведении первого участка Свердловско-Заводской линии строители проложили более 25 км тоннеля, вынули 1,3 млн. м³ грунта, уложили около 190 тыс. м³ мрамора и гранита.
Работа велась по напряженному графику. Наградой за труд стал долгожданный праздничный день 21 августа 1975 г., когда Государственная комиссия подписала акт о приемке в эксплуатацию первого участка 1-й очереди метрополитена в г. Харькове.
Приветливо распахнули двери своих подземных дворцов 8 станций: ул. Свердлова, Южный вокзал, Центральный рынок, Советская, Проспект Гагарина, Спортивная, Завод им. Малышева, Московский проспект.
А строительство продолжалось. Возводился второй участок 1-й очереди, пролегающий вдоль заводов-гигантов, расположенных по Московскому проспекту. Здесь сооружались станции: Комсомольская, им. Советской Армии, Индустриальная, Тракторный завод, Пролетарская. И на каждом новом участке были свои трудности. Особенно строителям мешали насыщенность различными подземными коммуникациями, интенсивное движение трамваев над прокладываемыми тоннелями.
Уже 31 января 1976 г., проложив левый перегонный тоннель от станции Индустриальная, проходчики вывели щит в котлован станции им. Советской Армии. А летом следующего года на всех пяти станциях полным ходом шли отделочные работы.
День 20 июля 1978 г., когда по новой линии прошел первый пробный поезд, сохранится в памяти харьковских строителей и жителей города надолго. А 11 августа торжественный митинг на станции Тракторный завод положил начало регулярному движению голубых экспрессов по всей трассе первой очереди Харьковского метрополитена. Второй участок вступил в строй действующих на 4 мес 20 дней раньше, чем было предусмотрено графиком.
Средняя скорость сооружения метрополитена в Харькове составила 1,8 км трассы в год. Таких темпов, как на строительстве второго участка (свыше 2 км в год при высоком качестве работ и сравнительно низких затратах), еще не знала практика отечественного метростроения.
Вторая очередь метрополитена (Салтовская линия) от станции Исторический музей до станции Барабашова была введена в эксплуатацию досрочно, 11 августа 1984 г. В последующем был построен участок длиной 3,6 км с тремя станциями. Теперь протяженность линий составляет 27,6 км, а количество станций — 21. На Салтовской линии через реку Харьков построен первый в стране опытный метромост оригинальной конструкции длиной 336 м, закрытого типа, соединяющий станции Киевская и Барабашова. Третья очередь метрополитена пройдет от проспекта Гагарина через центральную часть города по проспекту Ленина в сторону Алексеевского жилого массива. Ее протяженность 15,6 км (рис. 6).
В сооружении метрополитена Харькову помогала вся страна. Из Днепропетровска и Ленинграда поступали чугунные тюбинги. Из Москвы, Баку, Киева, Ташкента — механизмы, инструменты, железобетонные конструкции, с Уральских заводов — прокат.
Промышленные предприятия Харькова изготовили для метростроевцев технологическое нестандартное оборудование, элементы оформления станций. Весомый вклад в сооружение подземной магистрали внесли коллективы крупнейших заводов города: завода им. В. А. Малышева, турбинного им. С. М. Кирова, ХТЗ и многих других.
Схема линий Харьковского метрополитена
Особенностью Харьковского метрополитена является полное отсутствие на поверхности станционных сооружений, что позволило рациональнее использовать надземное пространство города. Архитектурно-художественные решения станций и пешеходных переходов подчинены максимальному обеспечению удобств пассажиров, увязаны с архитектурным ансамблем улиц и площадей города, что создает единую идейно-художественную композицию. Основные черты станций метро — индивидуальная выразительность, лаконичность, четкость линий, легкость форм и архитектурно-конструктивная гармония.