Третьим метрополитеном Советского Союза стал Киевский метрополитен, который сооружался как инженерно-транспортный и художественно-архитектурный комплекс столицы Советской Украины. При строительстве этого метрополитена был широко использован опыт ленинградцев и москвичей, применялись новейшая горнопроходческая техника и самые современные и прогрессивные конструкции.
Предпраздничный день 6 ноября 1960 г. запомнился киевлянам надолго. В тот день первый поезд, украшенный транспарантами, распахнул двери для первых пассажиров и проследовал через станции Вокзальная, Университет, Крещатик, Арсенальную, Днепр.
Возможности строительства Киевского метрополитена изучались еще до Великой Отечественной войны, когда разрабатывался генеральный план развития г. Киева. Однако удалось начать строительство лишь в 1949 г., когда были восстановлены многие города, разрушенные войной.
На первой Святошино-Броварской трассе действуют 14 станций, протяженность ее более 19 км. Здесь впервые был применен механизированный горнопроходческий щит, так называемый «Киевский», разработанный Киевметропроектом, Киевметростроем, Главтоннельметростроем и Центральным научно-исследовательским институтом транспортного строительства Минтрансстроя. Этот щит позволил в предельно сжатые сроки с высокой производительностью пройти трассы станций глубокого заложения Вокзальную, Университетскую, Крещатик, Арсенальную.
В 1963 г. был пущен второй участок, в 1965 г. — третий. На этих двух участках были построены 5 станций. Через Днепр был сооружен современный мост для поездов метрополитена и автотранспорта. В 1968 г. был построен четвертый и в 1971 г. был принят в эксплуатацию пятый участок (рис. 3).
Схема линий Киевского метрополитена
Киевский метрополитен стал неотъемлемой частью города. Трудно представить себе Киев без седого Днепра, без каштанов, без Владимирской горки и Подола, но не менее трудно представить себе сейчас столицу Украины без метрополитена.