1935 год

Наверху строили мы


В. С. Кочетков, Нач. городской строительной конторы Метростроя

Вначале конторы не было — была МЧС. В переводе на общепонятный язык это значило «Метрострой — часть строительная». МЧС строила бараки для рабочих.

Со всех концов страны съезжались в Москву строители первого советского метрополитена. Проходчики и бетонщики, землекопы и крепильщики, слесари и плотники часто с женами и детьми выходили из московских вокзалов. Они приходили к конторам шахт и дистанций, оставляли семьи и скарб у дверей, а сами шли «оформляться». Тут же спрашивали:

— А жить где будем?

С каждым днем увеличивался поток людей. Они требовали жилья, и это жилье надо было им дать. В Лоси — в нескольких километрах от Москвы — вырос первый городок Метростроя.

Но прошло очень немного времени, и в Лоси уже стало тесно. Надо было строить новые жилища. В Черкизово, в Лихоборы, на Мазутный проезд, на Потешную и Луговую приходили строители и быстро, иногда в течение нескольких дней, возводили общежития, строили стандартные дома.

Это было главным образом жилье барачного типа. Скучные одноэтажные здания на деревянном каркасе с унылыми окнами и стенами, засыпанными для тепла строительным мусором. О красоте тогда не думали, особых удобств тоже не требовали. Лишь бы выполнить основное — побольше метров жилой площади.

Работы велись кустарно, никакой механизации и в помине не было.

Все это не создавало особого энтузиазма у работников МЧС. На «Метрострой — часть строительную» смотрели, как на переходящий этап к настоящему строительству, к подлинному Метрострою с его подземными работами, новейшей механизацией, проходкой забоев и штолен. На трассу рвались все инженеры. Будни барачного строительства никого не интересовали. Это была слишком простая работа, при которой не требовалось ни технической смелости, ни выдумки.

Правда, МЧС предстояло строить не только бараки. Наземное строительство — электротяговые станции, депо и мастерские, огромные жилые дома — тоже должна была выполнить МЧС. Но в первый год строительства все это было только в проекте, а шахты и штольни, котлованы и кессоны были уже реальностью. И за первые два года МЧС кроме бараков и неинтересных в техническом отношении мастерских и склада ничего не построила. Многие инженеры бросали МЧС и переходили на трассу. За девять месяцев сменилось едва ли не десяток начальников и главных инженеров.

Но работы на трассе развертывались все шире. Росли и требования, предъявляемые к МЧС. Надо было строить гаражи для быстрорастущего автомобильного парка, столовые и овощехранилища, лесопильные заводы и пакгаузы, котельные и склады для горючего. Строительство этих объектов велось в разных районах.

Изменился и тип жилых зданий. Вместо прежних бараков строились двух— и трехэтажные дома с высокими потолками, большими окнами, ванными и уборными. Перестраивались городки, в них прокладывали водопровод и канализацию, разбивали площадки и скверы. Маленькая МЧС выросла в мощную строительную организацию. Ее переименовали в городскую строительную контору Метростроя.

Но «чемоданные» настроения среди работников все еще имели место. Попрежнему инженеры и техники стремились перейти на трассу. Только в 1933 году, когда началось строительство промышленных сооружений, контора обрела свое настоящее лицо, сложился постоянный коллектив.

Первым зданием промышленного типа, которое построила контора, была Сокольническая электротяговая подстанция. В несколько месяцев на 8-й Сокольнической улице выросло трехэтажное здание объемом около 10 тысяч кубометров с железобетонными несущими конструкциями.

Все перекрытия, колонны, балконы, стенки кабин также сделаны из железобетона. Кровля отеплена фибролитом и покрыта двумя слоями рубероида. Полы в служебных помещениях настланы из метлахских, а в аккумуляторных — из специальных кислотоупорных плиток. В конторе и комнате сторожа полы паркетные. Все стены внутри здания окрашены по шпаклевке масляными красками. Там, где этого требовали условия работы (аккумуляторная и др.), стены покрыты кислотоупорной краской.

Весь фасад отделан терразитовой штукатуркой. Нарядное здание станции резко выделяется на фоне деревянных домишек старой Москвы.

А ведь человек, который строил эту станцию, тоже хотел уйти из конторы и перейти на трассу. Больших трудов стоило уговорить его остаться. Только перспектива построить интереснейшее сооружение в неслыханные в строительной практике сроки заставила его остаться. Он остался и построил… он сам расскажет о том, как строилась Сокольническая подстанция…