1935 год

На подступах к депо


С. А. Соколин, Начальник 2-й дистанции

Когда строители собираются вместе, излюбленная тема их разговоров — рассказы из строительной практики, описание возведенных ими сооружений.

Я заметил, что обычно каждый строитель в течение многих лет рассказывает один и тот же эпизод. В этом нет ничего удивительного. Очевидно этот эпизод — самый замечательный в работе последних лет. Он заслоняет собой все остальное или оригинальностью конструкции сооружения или небывало трудными условиями строительства, которые потребовали от всего коллектива затраты большой энергии, находчивости и воли к выполнению.

Сознаюсь, что у меня тоже есть такой «генеральный» эпизод. К тем работам, которые надолго остаются в памяти ее участников, я отношу двухярусный тоннель на трассе 2-й дистанции.

Здесь тоннели пересекаются. На небольшой сравнительно площади пути завязываются в очень сложный двухярусный узел. Выход из депо метрополитена встречается здесь с главным левым путем трассы.

Вся трасса 2-й дистанции расположена в чрезвычайно тяжелых грунтах. По своим гидрогеологическим условиям, по разнообразию и сложности конструкций этот участок занимает особое место среди остальных объектов открытого способа работ.

В самом деле, на протяжении около 600 метров мы имеем однопутные, двухпутные, четырехпутные тоннели; однопролетные, двухпролетные и двухярусные рамные конструкции, четырехпролетные неразрезные балочные перекрытия.

Весь этот узел погружен в насыщенные водой и как бы разверзающиеся под ногами строителей грунты. В этом узле, повторяю, самым сложным и тяжелым оказался участок двухярусного пересечения.

Он находится на территории бывших Красных прудов — судите сами, как здесь «сухо» под землей. Работа здесь по целому ряду причин была опасной для строителей. Во-первых, она грозила сорвать все сроки строительства на 2-й дистанции. Во-вторых, она буквально угрожала жизни работавших в котловане людей.

По первому варианту проекта выход из депо был запроектирован обыкновенным стрелочным ответвлением от главного пути. В этом случае мы ограничились бы постройкой обыкновенного широкого тоннеля с глубиной залегания в 8-9 метров. При содействии водопонижающих установок построить такой тоннель было бы нетрудно. По этому варианту и начата была работа: забили сваи для крепления котлована и приступили к земляным работам. Грунт был уже вынут кое-где на глубину до 8 метров, когда первый вариант проекта Метрострой отбросил, ибо он создал бы серьезные затруднения при эксплоатации метрополитена. Главный путь периодически занимали бы поезда, идущие в депо и обратно. Расположение путей в одной плоскости могло привести к авариям, к столкновению поездов.

Был запроектирован новый вариант тоннеля, на этот раз двухярусного, при котором главные пути всегда остаются свободными для нормального движения поездов. Новый вариант значительно менял конфигурацию котлована, взаимное расположение тоннелей и следовательно всю систему креплений.

Что же делать? Засыпать уже начатый котлован? Или забить в него дополнительные сваи и, не теряя времени, продолжать углубляться в землю? Мы избрали последнее. Тем самым мы шли на серьезный технический риск. Стройная система расположения свай нарушалась. Дополнительные сваи нам пришлось забивать копром, который двигался по расстрелам крепления уже вырытого котлована, — предприятие достаточно опасное. По второму варианту нам пришлось углублять котлован с 8 до 12 метров, опускаясь в опасные плывунные грунты. В месте устройства станции перекачки дренажных вод котлован углублялся даже на 14 метров. Раз котлован становился более глубоким, нам предстояло нарастить уже забитые сваи до глубины в 13-14 метров. Иные же сваи пришлось оставить в прежнем состоянии, что могло вызвать их погружение в грунт — осадку. Нам предстояло кроме того «дорезать» котлован и в ширину и перекрепить его на вновь забитый наружный ряд свай. Словом, стройная система креплений, поддерживающих котлован от обрушения, расстраивалась совершенно. Систему креплений нужно конструировать заново, изменять, дополнять.

Расширяясь, котлован тем самым приближался к водостоку, принимающему все воды дренажной сети на территории мастерских и депо Северных дорог. Раньше мы отвели его по временной деревянной трубе. Теперь он стал нашим соседом, и довольно опасным и беспокойным.

Северный вестибюль станции «Комсомольская площадь»

Вода просачивалась в верхние слои грунта, разжижая их, увеличивая давление на совершенно размокшую крепь. Доски выпирало, за ними пришлось вести непрестанное наблюдение, ставить дополнительные распоры, чтобы удержать их на месте.

Хотя мы установили новый ряд водопонижающих установок, все же грунтовые воды понизились лишь на 9-10 метров. Нижние слои котлована были насыщены водой.

В довершение всего вынутая из котлована порода, не вывезенная за недостатком транспорта, лежала на краю его в виде насыпи в 3 метра высотой. Ясно, что эти земляные горы увеличивали давление на крепь, и без того перегруженную.

В таком положении застала нас дождливая осень с ее потоками воды — нашего злейшего врага.

Что мы должны были построить на этом участке?

Конструкцию, содержащую в себе пересечение тоннелей.

Она состояла из двухпролетной, двухярусной железобетонной рамы, переходящей по кривой в двухярусную однопролетную.

Но не сложность конструкции затрудняла нас. Мы знали, что сложнее всего — разработать котлован, добраться до будущего основания тоннелей и уложить там подготовку и лоток. Ни в коем случае не могли мы итти широким фронтом. Наоборот, кропотливо, метр за метром, обнажали мы подошву, немедленно закрепляя ее железобетонной плитой.

Нам всегда угрожала медленная, грузная, ни на минуту не утихающая атака со стороны грунта. Насыщенный водой мелкозернистый песок выплывал из-за крепи, вызывал осадку пород и движение их за крепью.

Особенно опасными были выплывы грунта с правой стороны котлована. Здесь на расстоянии 4 метров проходил уже готовый однопутный тоннель правого главного пути. Что нас пугало в этом соседстве? Подошва тоннеля лежала на 4 метра выше подошвы нашего котлована. В случае движения грунтов под землей могли двинуться и те слои, на которых покоился тоннель. Выплывы отсюда повлекли бы за собой осадку, перекос, а в худшем случае и разрушение правого тоннеля.

Мы знали это прекрасно. Ни для кого из строителей опасность нашей работы не была тайной. Инженеры и рабочие вели непрестанную борьбу с выплывом грунта — установили двойной ряд заборок, забивали марчеваны, усиливали систему креплений.

Руководивший этим участком тов. Семенов ни разу не обнаружил признаков нерешительности. Он всегда был на посту, терпеливо отстаивал каждую пядь грунта, поддерживая энергию и бодрость своих младших товарищей. Техники Сударьков, Семенов и Карев перенесли на своих плечах всю тяжесть борьбы за тоннель. Опасность сплотила коллектив и обнаружила в нем замечательных людей, превосходных работников. Труднее всего пришлось плотникам, возводившим крепления. Бригада плотников Семина провела всю эту работу с первого дня строительства, ни разу не отступая перед сокрушительной атакой недр. Бригада плотников Зуйкова вела себя во время одной из аварий (я расскажу о ней дальше) действительно героически. Весь коллектив запомнил безукоризненную работу плотника Слепцова.

Едва ли я когда-нибудь забуду людей из бригады землекопов-татар. Бригаду вел Зелендинов. В сущности эта бригада и провела всю работу по созданию котлована. Изо дня в день, сутками напролет (бригада состояла из трех звеньев) землекопы боролись с плывунами, с первого слова понимая все распоряжения техников и инженеров. Порой попытка углубить котлован казалась бесплодной, препятствия становились почти непреодолимыми. Однако ни разу я не видел у людей признаков уныния и растерянности. Впереди шли Насардинов, Сабиров, Хайлюллин.

Недра дали себя знать с первых дней работы.

Под влиянием выплывов с левой стороны и разрыхления грунта за крепью дал осадку деревянный короб временного водостока. Проникая сквозь щели, вода стала размывать и без того рыхлый грунт. Крепление размокло. Под давлением грунта толстые доски прогнулись и выскочили из пазов. Ничем не сдерживаемый грунт вывалился в котлован. За крепью образовалась большая пещера.

Однако наши люди были не менее упрямы, чем недра. Командиры участка быстрыми и решительными приказаниями организовали оборону котлована. Брешь была затянута новыми досками. За стену землекопы засыпали грунт и тщательно его утрамбовали. По всему котловану плотники ставили дополнительные стойки между сваями и распиравшие их расстрелы.

Враг на время затих.

Метр за метром завоевывали мы котлован.

Наступила зима. Стало холодно — а бетон не выносит холода. Котлован следовало отеплить. Он уходил в глубину на 12 метров. Пришлось устраивать два внутренних перекрытия — нечто вроде плотных навесов, укрепленных на расстрелах. Так мы сберегли тепло для нижней части котлована. Всю зиму шла борьба за овладение этим небольшим участком земляных и бетонных работ.

А к весне коллектив подошел к тому месту, где в будущем была построена станция перекачки.

Здесь котлован потребовалось углубить еще на 1,8 метра.

Мы поняли, что обычными средствами с этой задачей не справимся. Все сваи, забитые еще во время работ по первому варианту проекта, уходили вниз. Они как бы висели в недрах, вместо того чтобы служить опорой. Мы подводили под них клетки — своего рода «фундамент» под сваю.

Здесь нужно было прежде всего оградить себя от выпучивания грунтов снизу (как видит читатель, враг теснил нас со всех сторон: и справа, и слева, и сверху, и снизу). Для этого весь котлован вокруг этого участка мы выбрали, на все его пространство уложили подготовку и таким образом несколько укрепили подошву.

Опасности подстерегали нас всюду. Поэтому, прежде чем приступить к углублению котлована, мы снова снизу доверху проверили все его крепление, поставили дополнительные расстрелы, «мальчики» и шпальные клетки — словом, систему крепления сделали более надежной.

И вот оказалось, что на этой глубине не действует наша система водопонижения. Подошва здесь представляла собой насыщенный водой песок.

Песок буквально фонтанировал. Он не давал нам возможности продвигаться вглубь.

Снова препятствие! Но инженер для того и создан, чтобы преодолевать препятствия, атаковать их в лоб или находить возможность хитроумного обхода со стороны. Что мы сделали в этом случае? Уложив по всей площади участка щиты, мы придавили их бетонитовыми камнями и стали вынимать траншею по контуру. Тем самым по краям создавались своего рода подпорные стенки.

Однако камни выпирало вверх.

Приходилось все переделывать сначала, отступать, собираться с силами. Так мы укрепили наконец бока будущей перекачки.

Незакрепленным остался маленький участок нашей работы — 10 метров. В обычных геологических условиях справиться с ним удалось бы чрезвычайно просто и легко. Здесь же мы упорно, настойчиво отвоевывали сантиметр за сантиметром.

Пустячная в общем задача из-за враждебного поведения недр заставила нас пробиться на этом кусочке земли целых два месяца.

И вот, когда мы решили, что трудности уже позади, котлован, испытывая боковое давление с левой стороны, стал подаваться вправо. Он преодолевал сопротивление всех расстрелов и подкосов, установленных нами с таким трудом. Недра давили с такой страшной силой, что одна из толстых свай была буквально разрезана поперек. Система крепления была побеждена контратакой грунтов.

Коллектив сплотил все свои силы и через несколько часов восстановил крепление. Работа на дне котлована продолжалась.

Однако и это испытание не было последним.

Вскоре мы пережили самый страшный день.

Несмотря на тщательный надзор и предупредительные меры против выплыва грунтов из-за крепи грунты все же мало-помалу просачивались сквозь отверстия в крепи. Попытка углубить котлован способствовала ослаблению почвы.

Под давлением с левой стороны наружный ряд свай начал погружаться вниз. А средний ряд против всякого ожидания стал подниматься кверху, из-за подкосов, идущих от наружной стенки.

Все клетки, «мальчики», отдельные части крепления выпали из своих мест и беспомощно повисли.

Мы много удивительных и страшных картин наблюдали за время работы в котловане. Сложные гидрогеологические условия участка творили нам самые невиданные и опасные каверзы.

Но наблюдать, как один ряд свай садится вниз, а другой ползет кверху, — этого мы не ожидали.

Вероятно это было генеральное наступление наших подземных врагов.

Если бы осадка продолжалась еще пару минут, расстрелы вылетели бы из пазов, и котлован рухнул бы. Водосток несомненно очутился бы в котловане. Вода залила бы всю ближайшую часть тоннеля. Да, это было бы для нас глубоким отступлением назад, которое со страшной силой отозвалось бы на сроках окончания этого участка метро.

К счастью закаленные предыдущими боями в котловане люди наши не растерялись ни на минуту. С других участков были переброшены все плотники. Бригады ринулись в самое «пекло».

Это были бригады Семина и Зуйкова. Плотники знали, что внизу им угрожает непосредственная опасность. Они рисковали навеки остаться в котловане.

Срочно устанавливались контрподкосы. Под крайние ряды швеллеров мы подвели дополнительные «мальчики».

Движение свай приостановилось. Целую смену велась аварийная работа по перекреплению котлована. Вот когда мы убедились в том, как крепко спаяны наши люди, как велико в них чувство дисциплины и ответственности за общее дело. Ни одного возражения, ни секунды промедления при получении распоряжений. Слова команды подхватывались налету.

Эта великолепная слитность человеческой энергии в нашем коллективе и спасла котлован от гибели.

Картину перекашивающихся рядов крепления я не забуду вероятно никогда.

Наконец грунт обуздан. Котлован закреплен, и снова началась кропотливая работа внизу — землекопы вынимали последнее земляное ядро для создания здесь станции перекачки.

Дошли до отметки, стали класть подготовку под основание. Тут недра снова зашевелились. Враг чувствовал, что близится время, когда мы расправимся с ним окончательно. Он делал последние попытки отбиться. Я говорю о недрах, как о враге почти одушевленном. Но они и впрямь были «живыми» — хитро двигались, нападали на нас, грозили уничтожить.

Вот и здесь уложенную внизу подготовку, не успевшую затвердеть, размывала ключом бившая снизу вода. Снова задумались мы над вопросом, как удержать подготовку на месте. По дну котлована уложили бетонитовые камни. На камни расстилали листы рубероида. Хитрость удалась. Прежде чем вода успевала пробиться между камнями и рубероидом, подготовка успевала «схватиться», т. е. бетон отвердевал. Уложенная в нем железная арматура придерживала подготовку на месте.

Уложив твердую железобетонную подготовку, мы срочно приступили к укладке изоляции и армированию лотка, т. е. основания тоннеля под будущую станцию перекачки и под левую часть двухпролетной рамы.

И вот наконец бетон лежал на всем пространстве котлована.

Мы вздохнули с облегчением. Самый опасный этап строительства остался позади. Много тревожных дней пришлось мне пережить за этот период работы. Я обязан был использовать весь свой инженерский опыт, чутье строителя, чтобы предохранить от аварии примыкающие к котловану готовые тоннели. В течение часа могла погибнуть неимоверно трудная работа многих месяцев. Теперь недра затихли окончательно.

Стали возводить стены. Железобетонные, с двойной арматурой — они нелегко вырастали из-за ряда расстрелов, подкосов, «мальчиков», поддерживающих котлован. Ведь он продолжал нависать над строителями на высоте в 14 метров. Боковое давление на него продолжалось. Мы не имели права раньше времени вынимать ни одного лишнего подкоса, ни одного «мальчика». А они сильно мешали возведению стен.

И лишь когда мы уложили плиту над первым ярусом тоннеля, работа приняла обычный характер. Возвысились стены второго яруса, перекрытия увенчали весь наш долгий и сложный труд.

Никакие трудности второй очереди метро теперь нас не страшат. Мы получили «аттестат зрелости». Сирены поездов победно трубят в созданном нами сплетении тоннелей.