В отличие от сокольнического радиуса трасса фрунзенского радиуса проходила не только по улице, но и по дворам и под домами. Такое расположение трассы потребовало различных технических решений способа проходки на различных участках радиуса. Там, где трасса метро проходила достаточно далеко от домов, был применен, как и на сокольническом радиусе, берлинский способ. Там же, где пришлось вести трассу под домами или в непосредственной близости от них, мы применили траншейный способ. Этим способом мы прошли немного меньше половины всего фрунзенского радиуса.
При траншейном способе разработку ведут не котлованами, а отдельными колодцами. Такие колодцы, вырытые на расстоянии 10-15 метров друг от друга, уже не опасны для находящихся над ними зданий. В этих колодцах ставят опалубку, возводят бетонные столбы. Когда ряд колодцев забетонирован, в промежутках между ними роют новые колодцы. Их также бетонируют, и так до тех пор, пока все колодцы сомкнутся и составят сплошную стенку тоннеля. А когда обе стенки тоннеля готовы, грунт между ними вынимают до уровня железобетонного перекрытия тоннеля и делают это перекрытие. Только после этого начинают выемку грунта между стенами под перекрытие.
Вынимать грунт из почти готового тоннеля надо очень осторожно. Надо тщательно крепить стены распорами. При плохом креплении стены под давлением грунта с боков могут сдвинуться. А когда грунт из тоннеля уже вынут, кладут железобетонное основание, и тоннель готов…
Весь этот процесс также требует очень тщательного крепления. У нас был случай, когда из-за плохого крепления готовая стена тоннеля сдвинулась, и только экстренные меры предотвратили серьезную аварию…
Траншейный способ работ обеспечивал нас от выплыва грунта из-под зданий. Бетонная стена, которую мы возводили по частям, являлась надежным заграждением. Под защитой этой стены мы уже совершенно безопасно вынимали грунт.
Гидрогеологические условия на участке от Волхонки до Кропоткинской площади оказались благоприятными, и тоннель был пройден без всяких приключений. Но на Волхонке мы встретили другие затруднения. Тоннель здесь проходил очень близко к зданию Музея изящных искусств. От нас требовали, чтобы в здании не было ни одной трещины. Мы это требования выполнили.
На Остоженке и Чудовке гидрогеологические условия были менее благоприятны — нижняя часть тоннеля попадала в грунтовые воды. Пришлось применить искусственное водопонижение.
После того как уровень воды был понижен, мы разработали тоннель сравнительно легко. Зато очень сложной оказалась проходка траншейным способом подле шестиэтажного дома, стена которого находилась в 2,5 метра от тоннеля.
Вначале мы предполагали вести проходку открытым способом за металлическими шпунтовыми стенками. Но слабость фундамента под домом не позволила этого сделать, так как при забивке шпунтов паровым копром сотрясение грунта повлекло бы за собой разрушение дома. Понизить воду также не удалось. Мы забивали в колодцах специальные шпунтины, а между фундаментом дома и будущей стеной тоннеля спликатизировали песчаный грунт, вводя жидкое стекло и хлористый кальций. Этим мы предотвратили выплыв жидкого грунта из-под здания в колодцы и прошли тоннель, не повредив здания.
Во всех этих случаях от строителей требовалась исключительная находчивость, так как каждое здание имело свои особенности и требовало иного подхода.
Наши инженеры товарищи Шмидт, Миткин, Степанов, Пономарев, Костин, Бутми, Милейковский, Дыгерн, Левин прекрасно справились с проходкой тоннелей траншейным способом, не допустили ни одной аварии в прилегавших к тоннелю зданиях.
Но при проходке берлинским способом аварии все же были. Несмотря на очень осторожные работы в доме № 12 по Остоженке и здании Комакадемии на Волхонке произошли деформации. Нам пришлось эти здания специально укреплять…
Особенно трудной была проходка у здания бывшего интендантского склада (дом № 48 по Остоженке), не имевшего никаких поперечных стен и связей. Мы здесь применили сплошной металлический шпунт.
Разработка грунта, выдача его на поверхность и транспортировка мало отличались от таких же работ на сокольническом радиусе. Но проходка колодцев при траншейном способе требовала специальных навыков. Чтобы ускорить выдачу грунта из колодцев, мы применяли специальные электроворотки. Для вывоза грунта пользовались трамвайными поездами.
Бетонные и гидроизоляционные работы мы начинали после выемки грунта. За этими работами приходилось очень тщательно наблюдать. Не всегда рабочие и инженерно-технический персонал достаточно внимательно к ним относились. Бывали случаи, когда после распалубки колонн верхняя часть их оказывалась без бетона. Надо было их дополнительно бетонировать.
Но несмотря на все трудности, несмотря на допущенные иной раз ошибки тоннель был закончен в срок. 1 ноября 1934 года мы начали постройку вестибюлей понизительных подстанций и отделку станций и вестибюлей.
Двадцать два месяца мы работали. За это время мы построили по обоим радиусам — сокольническому и фрунзенскому — 4 071 погонных метров двойного пути, вытяжной путь в парковое депо. Мы построили четыре понизительных подстанции, семь вестибюлей, пять станций — «Сокольники», «Красносельская», «Комсомольская», «Дворец советов», «Парк культуры им. Горького». Для этого нам пришлось вынуть 878 тысяч кубометров грунта, уложить 210 тысяч кубометров бетона, засыпать поверх готовых тоннелей 250 тысяч кубометров земли.
Вся эта работа проделана в основном одним и тем же коллективом рабочих и техперсонала. Эти люди пришли на строительство не только не построив до того нигде метрополитена, — они до того никогда не видели его. Но они очень быстро освоили это новое для них дело. Мобилизованные с фабрик и заводов комсомольцы, никогда не бравшие в руки лопату, через некоторое время становились хорошими землекопами, затем быстро осваивали работу по креплению котлованов. Кончив земляные работы, они становились арматурщиками и бетонщиками. Бывшие работницы швейных фабрик, бывшие галошницы быстро осваивали сложную гидроизоляцию, показывали блестящие образцы работы. А когда окончились строительные работы, рабочий коллектив перешел на лепку кессонов, облицовку стен глазурованными плитками и мрамором. Только в начале отделочных работ понадобилось руководство квалифицированных рабочих. Спустя короткое время все бывшие землекопы, изолировщики, бетонщики стали хорошими укладчиками плиток, полировщиками мрамора и лепщиками.