К октябрьской годовщине 1934 года тоннель арбатского радиуса был закончен. Это лишний раз доказало, что при правильной организации работ крепко спаянный коллектив строителей, проникнутый горячим желанием выполнить задание партии и правительства, справится с любой трудностью, преодолеет любые препятствия. Конечно эта гигантская работа не была бы выполнена, если бы нами не руководил ежедневно и ежечасно Московский комитет партии.
Много и долго можно говорить о той практической и моральной помощи, какую Московский комитет неустанно оказывал арбатскому радиусу. Сколько раз, возвращаясь с ночных и дневных заседаний, я спрашивал себя: откуда бесконечно загруженные работой товарищи Каганович, Хрущев и Булганин так хорошо знают малейшие детали нашей работы? Ведь никогда не бывало у нас общих разговоров, никогда не было голого нажима на работника. Каждый вопрос разбирался досконально, с его конкретной, технической стороны. Увлеченные стройкой, мы нередко так зарывались в сегодняшний день, что совершенно забывали о дне завтрашнем, о перспективах. Московский комитет никогда не уставал напоминать нам, что руководить надо не рывками, а с широким охватом всего строительства — как во времени, так и в пространстве.
Московский комитет воспитал нас на этой работе, воспитал огромный коллектив инженеров, техников, рабочих. Мы чрезвычайно повысили свою квалификацию, мы закалились морально, мы научились сочетать темпы и качество.
Заканчивая эту краткую повесть о построении арбатского радиуса, необходимо назвать — почти на выбор — хотя бы десяток фамилий наших ударников в дополнение к тем фамилиям рабочих, техников и инженеров, которых я уже упомянул раньше. Почти на выбор — потому что прекрасных работников в нашем коллективе было много. Взять, к примеру, комсомольца Макаровского. Он пришел к нам простым рабочим, потом сделался десятником, к концу работы он стал техником-проходчиком. Тот же путь проделали рабочие Лагутенко и Махновец — и сколько других!
Напористость оперативной группы главного инженера, особенно таких инженеров, как И. С. Ерашко и В. Ф. Казанский, их уменье организовывать работу, уменье повседневно руководить начальниками шахт сказывались повсюду. Не отставали от них и сами начальники шахт, которым важна была честь не только своей шахты, но и всего арбатского радиуса в целом.
Не могу не отметить инженера Зарецкого, работника очень инициативного, изобретательного, одного из лучших инженеров радиуса; главного механика радиуса инженера Рабиновича, которому мы обязаны нашей отличной, хотя отнюдь и не эффектной механизацией; инженера Бродского, ведавшего одним из труднейших дел — снабжением — и не жалевшего ни времени, ни сил на это неблагодарное и хлопотливое дело. Инженера-партийца Рохваргера, строителя «Смоленской» станции; инженера Терпигорева; молодого инженера Хачатурова, Курепко, Черкасова, Лысенкова, Николаенко, Авраменко. Серьезнейшие инженеры, заместители начальников шахт по технической части, проводили весьма ответственную работу, особенно по сооружению станции и проходке под домами. Инженер Трейвас, помощник начальника шахты № 33-35, лично проработал и провел в жизнь проект по проходке тоннелей под домами в Крестовоздвиженском переулке и на улице Маркса и Энгельса. Скромный по натуре, трудолюбивый Трейвас — один из тех инженеров, которые много делают и мало говорят о себе. К таким же относится и инженер Бернатович, заместитель начальника шахты по постройке станции «Смоленская». Прекрасный бетонщик, разбирающийся во всех сложных вопросах бетонного дела, он добился исключительно высокого качества работ на Смоленской площади и сделал свою шахту одной из передовых на Арбате и на Метрострое.
Привет славным товарищам по построению арбатского радиуса метрополитена!