Решение о строительстве метрополитена было принято Центральным комитетом партии в июне 1931 года.
Почему строительство этого наиболее совершенного вида городского пассажирского транспорта, которым располагают столицы всех крупных капиталистических стран, не было начато раньше?
Строительство метрополитена стало возможным только в результате побед первой и второй пятилеток, в результате политики нашей партии, направленной под руководством тов. Сталина на индустриализацию страны.
Товарищи Каганович, Хрущев, Старостин, Абакумов и Ротерт среди ударников метро
Только в результате колоссальных успехов нашей социалистической промышленности Метрострой получил с разных концов Советского союза в течение полутора лет 150 тысяч вагонов различных материалов и оборудования. 540 заводов Советского союза осваивали и выполняли сложнейшие заказы Метростроя.
На строительство первой очереди московского метро было ассигновано около 800 миллионов рублей.
В какой капиталистической стране возможно сейчас получить на благоустройство города более трех четвертей миллиарда рублей?
Это возможно только у нас, в Стране советов, с первоклассной социалистической промышленностью и самым крупным в мире социалистическим земледелием.
И не только материальную помощь оказывала нам великая наша страна. Она помогала нам знаниями и советами своих лучших ученых самых разнообразных категорий.
Очень большую помощь в нашей работе оказала также и печать — это по определению тов. Сталина «самое острое и самое сильное оружие партии».
Строительство линий первой очереди метрополитена мы закончили, накопив огромный опыт для дальнейшей работы и подготовив отличные кадры рабочих и инженерно-технического персонала.
Исключительно разнообразные условия, в которых протекало строительство, создали предпосылки для применения всевозможных методов тоннельных работ. Мы освоили щитовой способ, этот наиболее совершенный метод механизированной проходки и крепления тоннелей. Здесь был впервые предложен и успешно применен наш советский, полузакрыто-траншейный способ работы.
Наиболее сложные и трудные приемы, встречающиеся при сооружении тоннелей в водоносных грунтах, — проходка под сжатым воздухом, опускание кессонов, замораживание водонасыщенных грунтов при прохождении наклонных ходов для эскалаторов — получили широкое применение на строительстве первой очереди и дали нам исключительный строительный опыт.
Первая очередь метрополитена закончена.
В социалистическую реконструкцию Москвы сделан ценный вклад.
Дальнейшее строительство метро мы проведем с еще большим успехом. Все предпосылки для этого созданы.