Строительство московского метрополитена было начато по инициативе тов. Сталина.
Пленум Центрального комитета нашей партии, заслушав доклад тов. Кагановича о московском городском хозяйстве и о развитии городского хозяйства СССР на заседании 15 июня 1931 года, отметил:
«Успехи, достигнутые партией и рабочим классом в борьбе за индустриализацию и коллективизацию страны, создали все необходимые условия для решительного улучшения городского хозяйства — этой важнейшей базы перестройки быта миллионных масс трудящихся на новых социалистических началах».
Тут же было принято историческое решение о строительстве первого в СССР метрополитена:
«Необходимо немедленно приступить к подготовительной работе по сооружению метрополитена в Москве как главного средства, разрешающего проблему быстрых и дешевых людских перевозок, с тем чтобы в 1932 году уже начать строительство».
Это решение положило конец всем дискуссиям о том, нужен ли метрополитен в Москве и своевременно ли его строить. Это решение определило и генеральный характер перестройки столицы Советского союза в направлении создания крупных и технически совершенных сооружений.
И вот — первая очередь московского метро построена. Воздвигнуто грандиозное сооружение. Создан наиболее совершенный вид городского транспорта. В хозяйство социалистической столицы сделан крупнейший вклад.
При этом первый советский метрополитен построен в рекордно короткий срок. Сравним темпы нашего строительства с заграничными.
В Берлине линия метро в 10 километров строилась шесть лет. В Нью-Йорке линия метро в 20 километров строилась семь лет. В Токио линия метро в 4 километра строилась четыре года.
У нас линия первой очереди метро в 11,6 километра выстроена фактически в два года.
15 октября 1934 года первый пробный поезд прошел на участке Сокольники — Комсомольская площадь. А 6 февраля 1935 года хозяин страны — VII съезд советов — совершил первый рейс по всей трассе метро.
Эта победа стала возможной благодаря постоянному вниманию и заботливому руководству стройкой со стороны ЦК ВКП(б) и лично тов. Сталина, благодаря повседневному практическому руководству и помощи со стороны МК ВКП(б) и Моссовета.
Эта наша победа стала возможной благодаря тому, что «мы обладаем той силой, которая непонятна буржуа, — это сила рабочего класса, который разбил свою буржуазию и под руководством партии большевиков сумел завоевать на свою сторону инженеров, крупных ученых и вместе с ними делать такие дела, которые заскорузлому буржуа никогда и не снились» (Л. М. Каганович).
Что же представляет собой метро как техническое сооружение? Это — грандиозный по объему работ и сложной технике строительный комплекс. В состав сооружений метрополитена входят 16,5 километра тоннелей (из них однопутных — 8,6 километра, двухпутных — 4,7 километра, станционных — 3,2 километра). Кроме того на трассе построено 13 пассажирских станций; 17 наземных и 17 подземных вестибюлей; 5 эскалаторных наклонных ходов — на 171 метр длиной;
3,1 километра кабельных коллекторов, вентиляционных каналов и камер; 56 вентиляционных шахт; 36 дренажных и перекачных камер с установками; 25,7 километра путей; 22,6 километра токопроводного рельса; 577 километров различных кабелей; 4 тяговых подстанции мощностью в 14 800 киловатт; 11 понизительных подстанций мощностью в 18 тысяч киловатт; 15 самодвижущихся лестниц — эскалаторов — с пропускной способностью до 170 тысяч человек в час; вагонное депо на 72 вагона: подвижной состав в 44 вагона (на 1 апреля 1935 года).
Все это сложное и огромное хозяйство теперь готово к эксплуатации.