Главная роль коммунистов на Метрострое заключалась в том, чтобы стать передовыми организаторами производства на всех его участках, занимая ведущее положение в рабочем коллективе.
«Политически, — рассказывает секретарь парткома шахты № 33— 35 тов. Гусев, — я не чувствовал себя слабым; моих знаний, приобретенных в Свердловске, было достаточно, чтобы правильно вести политическую работу. Слабым местом было у меня то, что я не знал техники. Мы организовали курсы десятников для партработников и партактива. Я тоже прошел эти курсы. После этого я уже знал, что такое крепление деревянной конструкции, что такое бетон и железо-бетон и как работают наши машины. После окончания курсов я стал действовать совсем иначе, гораздо более решительно. С этой поры я начал вникать в чертежи, внимательно слушал все, что говорили инженеры на технических совещаниях. Мне легче было теперь мобилизовать партийную и комсомольскую часть на обсуждение тех вопросов, которые ставились практически нашими техниками и инженерами. Важнейшим в нашей партийной работе на Метрострое было полное освоение технических процессов. Без этого мы были бы плохими организаторами масс на строительстве».
Политическое воспитание строителей было тесно связано с техническим. Вопросы овладения техникой все время стояли с большой остротой, ибо с развертыванием работ на разных этапах строительства рабочих приходилось учить и переучивать. Многим из них пришлось сменить на метро до полудюжины профессий.
Осваивать технику нужно было не только рабочим, но и инженерам. Пришедшие из разных областей промышленности многие из них вначале слабо представляли себе характер работы на метро.
Был такой случай. Приходит один из наших секретарей парткома на шахту. Шахта только что вступила в период раскрытия калотт, были установлены первые лонгарины. На шахте в это время дежурил опытный инженер.
Секретарь, заметив установленные посредине штольни непривычные два стояка, спросил инженера, для чего это сделано.
— А чорт его знает, — ответил инженер, — наставили тут — ни пройти, ни проехать. Сейчас я прикажу выбить.
Оказывается, даже этот опытный инженер не знал назначения лонгарин. Что же знали об этом рядовые инженеры?
Вот почему одновременно с развертыванием технической учебы среди рабочих партийные организации поставили вопрос о повышении квалификации инженеров и техников шахт.
«Мы крепко налегли, — рассказывает парторг шахты № 20 тов. Решетников, — на техническую учебу инженерного персонала. Сам начальник участка и его заместитель посещали занятия. Отдельных товарищей, как например члена партии Воронова, сменного техника и других, которые пытались отлынивать от занятий, наша парторганизация крепко подтягивала. То же самое в отношении рабочих. Лично я через две недели освоил технику и стал бригадиром-изолировщиком, выучив этому делу нескольких комсомольцев».
Историческое постановление Московского комитета партии было подкреплено широкой мобилизацией на метро рабочих московских фабрик и заводов.
Вновь пришедшие на строительство рабочие принесли сюда большую организованность и ценный опыт наших первоклассных предприятий.
Так старый рабочий тов. Яковлев — с производственным стажем в 38 лет — в первый же день своей работы на метро внес целый ряд дельных предложений по организации труда. Он например был крайне удивлен, когда узнал, что работа у нас начинается без сигналов, и тут же предложил установить сигналы начала и окончания работы.
Наряду с квалифицированными рабочими на строительство метро стали прибывать также и большие партии колхозников. Их тепло встречали на московских вокзалах представители рабочих Метростроя.
И колхозники также немало вносили от своего опыта в нашу работу. Так на одной из наших конференций на трибуну вышел рязанский землекоп Тишкин и вместо речи поднял над головой свою лопату. Он тут же очень коротко и ясно продемонстрировал преимущество своей лопаты по сравнению с теми, которыми снабжали у нас землекопов. Рязанские лопаты были более удобны для работы, они меньше набивали руку и лучше выбирали грунт. Тов. Тишкин тут же взял обязательство научить рабочих, пришедших с московских фабрик, работать своей лопатой и предложил отрядить специального человека для заготовки черенков для лопат по своему образцу.
Принимая в свои ряды лучших ударников московских фабрик и колхозников, мы учитывали, что их надо обучать технике проходки штолен, кладке бетона и другим многообразным работам.
Поэтому партийные организации поставили перед собой задачу передать опыт лучших своих бригад новым рабочим.
Метростроевцы сели за учебу.
В первую очередь мы организовали семинар по овладению техникой для наших парторгов на 40 учебных часов. В занятиях семинара участвовало 150 человек.
Наряду с этим были созданы курсы для десятников, бригадиров и инспекторов по качеству. На этих курсах прошли учебу 4 500 человек.
Основная же учеба проходила в низовых технических кружках — на шахтах и дистанциях. Таких кружков технической учебы было организовано 1 436. Для преподавания в этих кружках были привлечены лучшие инженеры и бригадиры. В результате 23 200 рабочих, обучавшихся в этих кружках, сдали технический экзамен на «отлично» и «хорошо».
Таким образом основная группа рабочих наших ведущих профессий на Метрострое быстро получила техническую квалификацию, и это было одним из решающих моментов в организации нашей победы.