1935 год

Поворотный пункт

Первый подготовительный этап строительства характерен отсутствием в руководящей верхушке строительства единодушия по целому ряду важнейших вопросов работы. Еще далеко не все видели грандиозные масштабы предстоящего строительства, не все ясно представляли себе лежащие на этом пути трудности. Не было и точно рассчитанных графиков этой работы. Основной вопрос, каким методом проходить трассу будущего метро — открытым или закрытым, — еще не был решен. Шли дискуссии.

Правда, отдельные шахтные ячейки сумели по-большевистски мобилизовать массы на выполнение производственного плана и добились значительных успехов.

Так на шахте № 29 план перевыполнялся из месяца в месяц: июль — 136 процентов, август — 138, сентябрь — 120 процентов. По шахте № 10: июль — 112 процентов, август — 120, сентябрь — 112 процентов.

Станция «Красносельская»

Но организационная структура управления имела в себе все пороки обезличенной системы. Многие шахты, где происходила решающая работа, не имели крепкого руководства. Механизация работы была совершенно недостаточной. О качестве работы думали мало.

Все эти явления не могли не отразиться и на работе партийных организации. Ясного представления о предстоящем объеме работы и трудностях ее у отдельных коммунистов не было. Низовые партийные организации еще не вышли из периода становления. Характерно, что некоторые коммунисты, приходя на метро, даже не становились первое время на учет в парткоме.

Комиссия, проводившая чистку парторганизации Метростроя, отметив идеологическую устойчивость ее, должна была однако констатировать, что «парторганизация в целом со своими задачами не справилась, не вела должной борьбы с ненормальностями в работе и не сумела мобилизовать массы на их устранение».

И вот 29 декабря 1933 года Лазарь Моисеевич Каганович выступил с большой речью на собрании ударников Метростроя совместно с представителями фабрик и заводов. По существу эта речь была новой программой для всей метростроевской армии.

— Главная задача — ускорить темпы строительства, искоренить кустарщину и черепашьи темпы, — сказал тов. Каганович.

Он предлагал ликвидировать обезличку, правильнее организовать труд и производство.

— Надо, — говорил он, — немедленно перейти на ежесуточные задания. Мы будем судить не по резолюциям, а по конкретным делам.

На этом собрании присутствовало очень много ударников Метростроя — как рабочих, так и инженеров.

На всех их речь тов. Кагановича произвела огромное впечатление. Придя на свои шахты, они делились впечатлениями от этой речи и радостно повторяли:

— Ну, теперь начнем работать по-новому!

А через несколько дней было опубликовано постановление Московского комитета партии о ходе строительства метрополитена первой очереди.

Московский комитет партии уже в течение нескольких месяцев занимался изучением всей производственной обстановки на Метрострое. Московский комитет партии отметил неудовлетворительную постановку работы на Метрострое и наличие существенных недостатков в его работе. Отмечены были: отсутствие общего проекта организации работ, увязанного во всех деталях, недостаточность транспорта, отсутствие плана механизации работ, крайне неудовлетворительная организация труда и неудовлетворительное маневрирование наличными материалами и рабочей силой.

Московский комитет партии предложил коренным образом перестроить систему и методы руководства со стороны управления Метростроя, его отделов и шахт и в кратчайший срок устранить отмеченные недостатки в организации работ и труда.

Центральной задачей Московский комитет партии поставил: довести среднесуточную выемку грунта до 9 тысяч кубометров и кладку бетона до 4 тысяч кубометров.

Московский комитет партии выразил уверенность в том, что:

«Строители метро, их партийные, комсомольские, хозяйственные и профсоюзные организации, принявшие на себя обязательство сдать к 17-й годовщине Октября красной столице первую линию метрополитена, сумеют по-боевому организоваться и, развернув новую волну социалистического соревнования и ударничества на шахтах и дистанциях, покажут истинные образцы борьбы за большевистские темпы социалистического строительства. Делом чести для рабочих и инженерно-технических работников Метростроя должно быть выполнение этих обязательств перед Советской страной».

Это историческое постановление Московского комитета партии сыграло решающую роль в перестройке всей работы на Метрострое.