1935 год

Главная сила

К. Ф. Старостин А. И. Марьяновский Е. Д. Резниченко

Театр переполнен. Бесконечные ряды стульев, ложи, боковые места, проходы, галлереи — весь многоярусный зал занят ударниками Метростроя и представителями фабрик и заводов Москвы.

С ярко освещенной трибуны доносится мощный, чеканный голос, повторяемый черными трубами усилителей во всех закоулках темного зала:

«…Величайшим напряжением сил пролетарская диктатура под руководством партии и нашего вождя тов. Сталина перестраивает страну отсталую, бездорожную, веками угнетавшуюся, в страну социалистическую, культурную, индустриальную…»

«…Метрополитен мы должны строить так, чтобы человеку, который будет пользоваться метро, было удобно, чтобы станции и вагоны были сооружены удобно, просто и красиво. Социалистический идеал заключается именно в том, чтобы во всем, что бы ни строили, преследовалась одна основная цель, чтобы миллионы трудящихся, которые веками богатеями относились к низшему классу людей, чтобы эти миллионы трудящихся везде и всюду — в доме, в квартире, в театре, в метрополитене — чувствовали себя равноправными, могли удобно и свободно передвигаться, пользоваться всеми удобствами. Этого мы добьемся и в строительстве метрополитена…»


Э. В. Фельдман К. С. Погребинский И. И. Липман

Бурные, долгие аплодисменты. И опять продолжает оратор. Напряженная тишина в зале нарушается то возгласами одобрения, то вспышками смеха, то новыми и новыми аплодисментами. Чутко откликается зал на эту замечательную речь. Тысячи блестящих глаз внимательно следят за энергичными взмахами руки оратора.

И когда оратор кончает, все подымаются со своих мест и бурными аплодисментами и криками «ура» провожают оратора.

Через полгода та же аудитория слушает того же оратора, только в другом театре:

«…Эти полгода показали, какие большие трудности нам приходится преодолевать в строительстве метрополитена. И одновременно они показали, что могут сделать рабочие, большевики, когда они берутся за дело по-настоящему, умеют мобилизовать массы, и когда ими правильно руководят, поддерживая, подбадривая и критикуя, как это делает наш ленинский Центральный комитет партии и великий строитель нашей страны и ее столицы — нашей красной Москвы — товарищ Сталин…»

И опять все встают, и в зале долго гремит восторженное «ура». И снова льется с трибуны живой, стремительный поток речи, эхом отзывающийся в зале. В нем то вибрирует мощная воля, то сурово копится осуждение, то мягко и проникновенно звучит убеждение, то вспыхивает острая язвительная насмешка:

«… мы знаем, что к нашему метро, как и ко многим крупным социалистическим стройкам, как например к Днепрострою, проявлялось много скептицизма в буржуазных странах. Даже сейчас, когда мы уже сделали


Поезд на станции

около двух третей всех работ, есть люди, которым никак не верится, что метро будет и даже очень скоро. Что же, мы можем им только посочувствовать: придется им разочароваться, как это бывало много раз. Мы охотно приглашаем этих людей через несколько месяцев прокатиться в нашем советском метро…»

Зал всколыхнулся от смеха. Прокатились аплодисменты. Люди пришли в этот зал прямо из-под земли. И каждый из них знает, что первый советский метрополитен скоро будет готов. Ведь строители — они сами. Кому же знать лучше?..

В перерыве один из десятников шахты № 44-46 под свежим впечатлением речи весело рассказывает слушателям:

«Когда мы копались на нашем участке под фундаментом восьмиэтажного дома, к нам подошел из соседнего посольства представитель одной иностранной державы. Вежливо так шляпу приподнял и стал расспрашивать, как мы тут работаем, как нас кормят, и так далее. Я ему все рассказал. По плану, говорю, кончим к такому-то числу.

Он послушал и говорит:

— У нас за границей лучшие специалисты, чем у вас, и то не могли бы пройти шахту так быстро, как вы думаете.

— Ничего, мы пройдем.

И вот, закончив в намеченный срок шахту, мы решили позвать к себе на празднество этого представителя иностранной державы.

Д. Б. Ещин Н. П. Мозель Л. В. Цейтлин

Выделили специального человека, который отнес билеты в посольство. Билеты они взяли, но на вечер не пришли — может было им неловко за старый разговор».

Этот рассказ десятника шахты № 44-46 можно дополнить словами мистера Моргана, американского инженера Метростроя, имевшего возможность пристально рассмотреть и по достоинству оценить все силы, действовавшие на строительстве.

— Я считаю, — заявил мистер Морган, — что партия и комсомол — это то, что двигает Метростроем. Без них никогда не были бы даже пройдены шахты. Все это относится не только к Московскому комитету партии, но и к низовым ячейкам ее, которые имеются на шахте, на каждом участке работы.

«Представитель иностранной державы», разговаривавший с десятником шахты № 44-46, конечно этого не учитывал. Он не понимал, что даже самые лучшие специалисты никогда не смогли бы столь быстро разрешить труднейшую задачу строительства метро в московских условиях.

Здесь одной американской деловитости было мало. Ее необходимо было соединить с русским революционным размахом. Соединение этих качеств было обеспечено тем, что строительством руководила наша великая партия.

По решению нашей партии и по инициативе тов. Сталина было намечено строительство московского метрополитена. Под твердым руководством Центрального и Московского комитетов партии и лучшего соратника тов. Сталина — тов. Л. М. Кагановича — был построен в неслыханно короткие сроки этот лучший и красивейший в мире метро.