В 1979 году архитектор Л. Н. Павлов предложил нам участвовать в работе над конкурсным проектом станции метро «Нагатинская» (первоначально ее предполагали назвать «Нижние Котлы»). До этого мы неоднократно работали с Леонидом Николаевичем — на здании Центрального экономико-математического института АН СССР, где мы делали наружный рельеф «Лента Мебиуса», на станции автообслуживания «Жигули», для которой мы создавали мозаику «Природа и современность». Было у нас и несколько совместных проектов, которые осуществить не удалось.
Нам очень нравится работать с Павловым. Это человек большого творческого накала, у него все время рождаются какие-то интересные замыслы. Иногда бывает так: в первых набросках даже для нас самих еще что-то неясно, а Леонид Николаевич умеет выделить главное, помогает отобрать то, что нужно. Осуществляет лидерство и в то же время дает творческую свободу. Прислушивается к художнику, доверяет ему, может как бы «на лету» подхватить его идею. Например, в процессе строительства ЦЭМИ он согласился вместо запроектированного легкого рельефа поместить предложенную нами горельефную композицию «Лента Мебиуса», благодаря которой здание получило мощный композиционный центр.
И в «Нагатинской» идея росписи, сплошь покрывающей путевые стены, рождалась в нашем тесном союзе с архитектором. Тема мозаики — история Москвы — была продиктована местонахождением станции, где располагались древние селения Нагатино, Нижние Котлы, Коломенское. Здесь шли полки Дмитрия Донского на Куликово поле, здесь происходили соляные бунты крестьян и восстание Ивана Болотникова в 1606 году, здесь жили искусные ремесленники и народные мастера, в Коломенском был построен в XVII веке знаменитый своей красотой и затейливостью деревянный дворец.
Мы сделали проекты флорентийской мозаики, в которой изобразительные фрагменты, чередуясь с орнаментальными кусками, не просто повествовали об истории, но и брали на себя роль пластических узлов. Участие в конкурсе, проводимом Глав АПУ, увенчалось для Л. Н. Павлова и, следовательно, для нас победой.
К эскизам мы приступили только через четыре года,когда уже началось строительство станции. Их пришлось долго утверждать — и в Глав АПУ, и в Моссовете. Были несогласия с тематикой — нам предлагали заменить ее то темой природы, то промышленной темой, подсказанною химическими предприятиями, расположенными в районе Нижних Котлов. Но нам хотелось во что бы то ни стало сохранить избранное совместно с архитектором историческое содержание росписи, которое бы напоминало людям о важнейших для русского народа событиях, происходивших некогда в тех местах, где сейчас стоят типовые жилые дома и заводы.
К счастью, нам удалось убедить многочисленные комиссии в правильности избранной темы. Правда, не все тематические куски, разработанные в эскизах, реализовались на стенах. Так, например, выпали дорогие для нас темы, связанные с историей росписей Благовещенского собора в Кремле и Теремного дворца в Коломенском.
Работа над мозаикой велась в течение двух лет. Всю орнаментальную часть (а это 950 кв.м) выкладывали строители. Качеством кладки, особенно, если учитывать, что подгонял план, мы довольны. Изобразительную часть (350 кв.м) делали исполнители — обычные мастера Комбината монументально-декоративных искусств под руководством бригадира Леонида Баскина.
Композиция мозаики строится в двух масштабных ритмах — крупном, орнаментальном, подчиненном скоростному движению поездов, и более мелком, изобразительном, воспринимаемом при неспешном рассматривании. Сюжетные изображения расположены на уровне окон, фигуры не превышают их величину. Таким образом, роспись путевых стен можно видеть не только с платформы, но — во фрагментах — и из вагонов. Пластической композицией мозаики на «Нагатинской» мы старались выявить особый пространственный характер станционного зала метро, который представляется нам как сложное соединение интерьера и экстерьера. Это экстерьер по отношению к вагонам поезда и интерьер по отношению к верхнему пространству городской среды. Мы стремились к тому, чтобы фигуративные изображения и пейзажи были связаны орнаментальным фоном и не разрушали целостность стены. Как нам кажется, это отвечает архитектурному замыслу станции, исполненному традиционного для русского зодчества ощущения крепости, устойчивости, что подчеркивается круглыми массивными колоннами. В колористической гамме — сочетаниях золотисто-розового, красного и серого вплоть до черного — мы тоже старались не отходить от традиций русской стенописи. Работой на «Нагатинской» нам хотелось продолжить и традиции советского метростроения 30-х годов, когда на первый план выдвигалась задача единства архитектурно-художественного решения станций.
Васильцов Владимир Константинович, 1932 г.р., художник-монументалист, лауреат Государственной премии СССР. В 1960 Г. окончил МГХИ им. В. И. Сурикова. Живет в Москве. Жаренова Элеонора Александровна, 1934 г.р., художник-монументалист, лауреат Государственной премии СССР. В 1960 Г. окончила МГХИ им. И. Сурикова. Живет в Москве.
Основные совместные работы в архитектуре:
рельефы с мозаикой главного входа и вестибюля ЦHИИ Электронной Промышленности (Калуга, 1971);
рельеф с мозаикой портала и декоративная скульптура в бассейне Дворца культуры гидростроителей (Мары, 1973);
мозаика в интерьере станции обслуживания «Жигули» (Москва, 1975);
горельеф с мозаикой на фасаде ЦЭМИ АН СССР (Москва, 1976);
витраж в здании советского посольства в Марокко (Рабат, 1976);
цикл маркетри в холлах здания Советского центра науки и культуры в Индии (Дели, 1981—1982);
флорентийская мозаика «Историческая Москва» на путевых стенах станции метро «Нагатинская» (Москва, 1982);
гобелен «Ленин — наше знамя» в зале заседаний административного здания (Москва, 1982, Государственная премия СССР).