/…/ Средствами архитектурного языка можно выразить очень многое. Если наши концепции находятся в согласии с законами гармонии и техникой, пластическое искусство становится естественным, как дыханье, а не служит прикрытием нашей слабости, Hа протяжении более тридцати лет я говорю: долой ложную тектонику, которая сводит на нет как конструктивные достижения, так и усилия проходчиков, сантиметр за сантиметром отвоевывающих подземное пространство. Зачем, к примеру, колонны «Площади Ногина» одеты в столь широкие мраморные «юбки»? Там, где можно, нужно «затягивать корсет». В архитектуре, которая должна вырастать в реальных условиях специфических (я имею в виду подземность) и экономических ограничений, жестко установленных функциональных программ, доступных материалов и освоенной технологии, особенно важно соблюдать принцип бережного отношения к масштабам внутреннего пространства, оптимально решенные габариты конструкции подчинены ощущению интерьера. Оптический обман не приносит результатов.
Для безоконного метро жизненно важен свет — органический структурный элемент, способный оживить материал, подчеркнуть пространственные решения. Организация светотехнических приемов особенно важна при возведении получающих сейчас распространение односводчатых станций, где конструктивными средствами трудно достичь художественного эффекта. Для этого можно шире применять, например, пластические прозрачные плоскости и др.
/…/ Мое архитектурное кредо — станция «Кропоткинская». При создании ее проекта пришлось обратиться к анналам египетской подземной архитектуры. Верх колонн, освещенный масляными плашками в подземных лабиринтах пирамид, взят за основу конструктивного решения. Оно отражает ту функциональную реальность, которой должно отвечать. Станцию «Автозаводская» люблю за то, что она сделана как бы на одном дыхании. Здесь четко выражена конструктивная сущность и, как у русских храмов, чистота работающей формы. Кстати сказать, «Автозаводская» — первая станция с гранитными полами.
«Маяковская», на мой взгляд, могла бы быть более впечатляющей. Дело в том, что не все конструктивные замыслы удалось воплотить в свое время в жизнь.
Средства художественной выразительности должны отвечать требованиям архитектурной логики. В этом плане установленные на станции «Площадь Революции» скульптуры трудно оправдать композиционно.
На станции «Новослободская» освещение было задумано через витражи, тогда бы создавалось впечатление грота…
И последнее: облик метро — это явление, неотделимое от истории и культуры народа. Идеологическое воздействие произведений архитектуры непрерывно, и годы не ослабляют его. Hапротив, исторические события аккумулируются в памятнике архитектуры, дополняя и обогащая его содержание.
Беседа корреспондента журнала «Метрострой» С. Пономаренко с лауреатом Государственных премий профессором А. H. Душкиным. «Метрострой», 1973, N. 5, с.29.
Душкин Алексей Николаевич, архитектор, член-корреспондент Академии архитектуры СССР, заслуженный деятель искусств Мордовской и Бурятской АССР, профессор.
Годы жизни: 1904-1977. В 1930 году окончил архитектурный факультет Харьковского политехнического института. С 1933 г. По 1939 г. работал в мастерской N. 3 Моссовета, с 1940 г. По 1941 г. — в отделе «Метропроект» Метростроя. С 1943 г. По 1951 г. возглавлял Центральную архитектурную мастерскую МПС. 1951-1959 гг. — главный архитектор института «Метрогипротранс». С 1949г. По 1977г. преподавал в МАРХИ.
Основные работы:
проекты Дворца Советов (1932 — 1933, совм. с Я. Додицей,
В Андреевым, а также совм. с К. Алабяном, А. Мордвиновым,
В. Симбирцевым);
проект Дворца радио в Москве (1933, совм. с А. Мордвиновым, К. Соломоновым);
проект здания института Маркса-Энгельса-Ленина (1934, совм. с А. Мордвиновым, К. Соломоновым);
высотное здание у Красных ворот (1951, совм. с Б. Мезенцевым);
универмаг «Детский мир» (1955-1956);
санаторий в Сочи (1956, совм. с А. Грум-Гримайло и М. Марковским).
Работы в метро:
станция метро «Кропоткинская» (ранее — «Дворец Советов», 1935, совм. с Я. Лихтенбергом);
станция метро «Маяковская» (1933, худ. А. Дейнека);
станция метро «Площадь Революции» (1938, ск.М. Манизер);
станция метро «Павелецкая-радиальная» (1943, совм. с Н. Князевым);
станция метро «Автозаводская» (1943);
станция метро «Новослободская» (1952, совм. с А. Стрелковым, худ. П. Корин).