Одной из станций 1 очереди, проектирование которых велось в стенах Метропроекта, была «Кропоткинская» («Дворец Советов»).
Перронный зал ее предполагалось непосредственно связать с вестибюлем будущего здания Дворца Советов. Расположение его комплекса к маю 1934 г. не было уточнено. В связи с этим и задерживалось проектирование и строительство одноименной станции метро.
Сроки пуска в эксплуатацию линий метрополитена неумолимо приближались. Оставалось девять месяцев. Дольше ждать нельзя. Принимается решение: расположение подземного зала не должно выходить за пределы городской застройки внутреннего проезда Гоголевского бульвара. Строительство должно вестись открытым способом.
Частичная проезжая часть Волхонки вскрыта. Проектирование и строительство должно происходить одновременно, параллельно.
Июнь, июль 1934 г. Начинаются строительные работы. Бьют сваи для крепления котлована.
Данные для проектирования: отметка головки рельса, габариты платформенного зала, основной строительный материал — железобетон. Начинается проработка вариантов решения.
Принятая для большинства станций мелкого заложения ригельная конструкция отвергается, так как градостроительные условия / вертикальные отметки городских проездов (коммуникации) не позволяют организовать сообщение станции с поверхностью.
Для подземного зала принимается конструкция безбалочного железобетонного перекрытия, опирающегося на грибовидные капители колонн.
Теперь можно перейти от начальных эскизов к дальнейшей работе над интерьером станции, проектам двух вестибюлей и подходов к ним.
Предстояло создать в подземном без естественного освещения объеме ощущение легкости и жизнерадостности, отразить характер сооружения. Средствами для решения была многократная повторяемость лаконичной формы колонн, светлая цветовая гамма отделочных материалов (мрамор «коелга», фарфоровая плитка), источники скрытого освещения, своеобразный рельеф рисунка потолка.
Цветовое решение объема принимается четким: нижняя горизонтальная плоскость — темно-серый спокойный пол, чуть тонированные желто-розовые вертикали колонн на фоне матовых, холодно белых путевых стен и завершающая ярко освещенная, спокойная и легкая, белая плоскость потолка.
Конец августа. Проект окончен. Руководство Метростроя извещено. Ждем вызова в Московский комитет партии.
Вечерело. Переулками на Новую площадь спешим, почти бежим с большими подрамниками, на которых изображена в перспективе станция.
После рассмотрения ряда вопросов, связанных со строительством метро, входим в зал заседания. Два-три вопроса об отделочных материалах и мы свободны.
Ночная тьма окутала город. Безлюдна Красная площадь. Радостно легко. Можно начать строительство. Назавтра опять, засучив рукава, «вкалываем». Шаблоны, рисунки прямо из-под рук уходят к строителям. Чтобы выгадать время, сложный рисунок потолка, железобетонные капители колонн выполняются в опалубке.
Начался октябрь и с ним работы по отделке станций. В отделочной конторе возникают сомнения в эффективности скрытого освещения. Срочно 8-10 колонн заканчиваются в облицовке, подводится электровремянка.
Правильно намеченный путь в проектировании интерьера перронного зала по своей художественной выразительности дал острое, цельное, индивидуальное решение, подкупающее свей лаконичностью и тектоникой. Неразрывная взаимопроникающая связь между художественной формой, конструкцией, полизромией, скрытым источником освещения и функциональным назначением сооружения создает радостное эмоциональное воздействие на пассажира.
Приходится заметить, однако, что при замене материала пола был принят немасштабный рисунок, нарушивший цветовую гармонию. А уменьшение высоты колонн на 5-8 см лишило ее первоначальной легкости и стройности.
Начало февраля 1935 г. Огни на станции зажжены. Задача выполнена.
«Метрострой», 1975, NN. 3-4, с. 54-55.
Лихтенберг Яков Григорьевич, архитектор, лауреат Государственной премии СССР.
1899 — 1982. В 1929 году окончил харьковский инженерно-строительный институт. В студенческие годы участвовал в разработке проектов дома Госпрома в Харькове (арх. Серафимов). С 1929 г. По 19ЗЗ г. работал в системе «Укрпромстроя» в Харькове. С 1933 г. По 1939 г. работал в институте «Метропроект» в Москве. С 1939 г. По 1943 г. — в «Спецпроектбюро» (Ташкент), с 1943 г. По 1945 г. — в «Госстройпроекте» (Москва), с 1945 г. По 1959 г. — в системе «Моспроекта» (Москва). После 1959г. — эксперт в ГлавАПУ Москвы.
Основные произведения:
кинотеатр в г.Запорожье (1930, совм. с И. Тарановым);
конкурсный проект на здание клуба в г. Вятка (1930);
жилой дом на Можайском шоссе в Москве (1936);
жилой дом на Крутицкой набережной в Москве (1939);
Дом культуры Военно-морского флота в Севастополе (1940) (совм. с С. Кузнецовым);
жилой дом на Бутырском хуторе в Москве (1946);
Институт сыроварения и сырозавод в г. Углич (1946);
жилой дом на Серпуховской площади в Москве (1948);
туберкулезная больница в Дорохово под Москвой (1946);
лечебных корпус туберкулезного санатория в Томске (1950);
жилой дом на Ленинградском шоссе в Москве (1950);
жилой дом в р-не Бабушкино в Москве (1952).
Работы в метро:
станция метро «Кропоткинская» (бывш. «Дворец Советов», 1935, совм. с А. Душкиным);
станция метро «Динамо» (1938, совм. с Ю. Ревковским, ск. Е. Янсон-Манизер).