«Эффект Выхино»

В. А. Мнацаканов, к. т. н.

«Эффект Выхино» может заблокировать Московский метрополитен.
Разблокировать его поможет Метротрамвай.

Жители новых, отдаленных от центра, районов Москвы и не подозревают, что перспектива удобства их передвижения по городу сейчас целиком и полностью зависит от решения чиновников. Известно, что каждый житель отдаленного района, особенно района, расположенного за пределами МКАД, мечтает о метро или каком-нибудь другом скоростном и безопасном транспорте, который в любую минуту может быстро доставить его в центр родной столицы. Но такого транспорта пока нет. Вначале из экономии власти пообещали жителям Новокосино, Жулебино и Бутово для связи с центром построить легкое наземное метро. Но потом выяснилось, что строительство наземного метро обойдется даже дороже подземного. Да и нормы экологии по шуму при этом будут заметно нарушены. Тогда решили продлить существующие ветки метро за МКАД хотя бы на одну станцию. Но и это решение вряд ли способно дать ожидаемый результат. Скорее всего оно только усугубит проблему.

Всем известен «эффект Выхино» (жители этого микрорайона называют его «Выхинская давиловка»). Это когда на конечной станции «Выхино» вагоны метро в часы «пик» так заполняются пассажирами, приезжающими на электропоездах из пригородных зон, что на других станциях, более близких к центру, в вагоны даже палец не просунешь. Иначе говоря, конечная станция в часы «пик» своей загрузкой «вырубает» целую ветку и делает ее практически недееспособной. Тогда пассажиры более близких к центру станций пускаются на такую хитрость. Они устремляются на конечную станцию, чтобы на ней хоть как-то сесть в вагоны и поехать обратно, в центр. Такое «челночное» движение порой охватывает 3-4 соседних с конечной станцией перегона.

Метрополитен тоже пускается на хитрость: посадку на станции «Выхино» в некоторые поезда не производят и подают на следующую станцию «Рязанский проспект» пустые вагоны, чтобы в них можно было сесть. Порожний пробег метропоездов выглядит немного странно, но другого выхода пока нет.

Ситуация сложная. И все же из нее наметился выход. Учеными Москвы разработана новая скоростная внеуличная транспортная система «Метротрамвай». Она намного дешевле метро по строительным и эксплуатационным затратам. Ее проще и быстрее построить. Работает она очень гибко и может подвозить пассажиров из отдаленных районов сразу к нескольким соседним линиям метрополитена или к нескольким станциям одной линии, чтобы рассредоточить пассажиропоток и создать пассажирам больше удобств. Скорость поездки на Метротрамвае в два раза выше, чем на метро. Поэтому пассажиры Метротрамвая будут даже обгонять тех, кто едет на метро. Посадка в вагоны Метротрамвая гораздо удобнее посадки в вагоны обычного или наземного метро. Для подхода к его вагонам не потребуется использовать ступеньки или эскалаторы, поскольку уровень пола вагонов Метротрамвая на остановках совмещается с уровнем пешеходного тротуара. Пассажиру остается только войти в вагон, сесть и ехать. Говоря другими словами, Метротрамвай предоставляет пассажиру транспортные услуги в стиле «люкс». По комфорту поездки он также отличается от традиционного метрополитена как 5-звездочный отель отличается от 3-звездочного. Но при этом поездка на нем стоит… дешевле.

Этот транспорт будет особенно удобен для инвалидов, людей пожилого возраста и пассажиров с детьми. Они смогут садиться и выходить из вагонов без посторонней помощи, т. е. смогут пользоваться им самостоятельно.

Казалось бы все очень хорошо и очень удобно. Но вот беда. Прежде, чем этому уникальному транспорту, этой палочке-выручалочке периферийных районов, дать путевку в жизнь, формально необходимо провести его испытания на безопасность и комфортабельность поездки. Государственный научный институт вагоностроения, имеющий такие полномочия, готов это сделать за вполне умеренную плату. Однако чиновники Управления транспорта и связи Москвы никак не могут «найти деньги» на оплату испытаний. Деньги, разумеется, копеечные. Но «ищут» уже целый год и все никак. Видимо долго еще придется жителям отдаленных районов терпеть «давиловки» и ждать, когда их повезет сверхскоростной, комфортабельный, удобный и недорогой Метротрамвай. А он очень хочет повезти их как можно быстрее.

Метротрамвай — это просто, удобно, доступно и эффективно.