Коммунистическая партия и Советское правительство постоянно проявляют заботу о повышении благосостояния советского народа. Составной частью программы социального и экономического развития, выработанной XXVI съездом КПСС, является повышение количественного и качественного уровня транспортного обслуживания населения, особенно крупных городов нашей Родины.
Ярким примером может служить строительство метрополитенов. В настоящее время метрополитены эксплуатируются в девяти городах (общая протяженность линий около 400 км, 274 станции):
Москва — 203 км, 126 станций;
Ленинград — 75,6 км, 44 станции;
Киев — 32,4 км, 27 станций;
Тбилиси — 16 км, 16 станций;
Баку — 18,6 км, 12 станций;
Харьков — 24,7 км, 18 станций;
Ташкент — 20,5 км, 17 станций;
Ереван — 8,4 км, 6 станций;
Минск — 8,6 км, 8 станций.
Ведутся строительные работы по продлению действующих линий метрополитенов, и к концу 1985 года будет введено в эксплуатацию около 50 км новых линий.
Кроме того, строятся метрополитены еще в пяти городах — Горьком, Новосибирске, Свердловске, Куйбышеве, Днепропетровске — общей протяженностью около 50 км.
Одновременно с этим осуществляется проектирование и разрабатываются технико-экономические обоснования на строительство метрополитенов в городах Риге, Ростове-на-Дону, Алма-Ате, Донецке, Перми, Омске, Челябинске, Одессе, Уфе, Казани.
Ежесуточно действующими подземными дорогами перевозится более 12 млн. пассажиров. Московский метрополитен — самый крупный по протяженности и объему пассажирских перевозок, в среднем за сутки обслуживает более 7 млн. человек, а в отдельные дни перевозка достигает 8 млн. человек.
Вторым в стране по протяженности и объему перевозок является Ленинградский метрополитен, его среднесуточная перевозка составляет более 2 млн. пассажиров.
Несмотря на то, что метрополитены других городов страны имеют меньшую протяженность и соответственно меньшие пассажиропотоки, они все-таки решают проблему массовых пассажирских перевозок.
На метрополитенах широко применяются устройства автоматики и средства вычислительной техники, эксплуатируются комплексные системы автоматизированного управления движением поездов. Телемеханизированы процессы управления эскалаторами, поддержания определенных климатических условий на станциях и в тоннелях.
Сегодня метрополитен — самостоятельная отрасль в системе Министерства путей сообщения, которое координирует его деятельность по вопросам эксплуатации, экономической и производственной деятельности, а также проводит единую техническую политику и создает нормативные документы по эксплуатации и ремонту подвижного состава, различных устройств и оборудования.
Родоначальником этой отрасли является Московский ордена Ленина метрополитен имени В. И. Ленина, 50-летие которого мы отмечаем.
Строительство первого метрополитена в стране потребовало создания новых проектных и строительных организаций, а также повлияло на развитие отраслей промышленности с учетом специфики метрополитена и на такую новую отрасль — эскалаторостроение.
Нельзя переоценить заслуги и опыт коллектива Московского метрополитена в деле совершенствования системы эксплуатации, внедрения достижений науки и техники, подготовки квалифицированных кадров не только для отечественных, но и зарубежных метрополитенов.
Большое значение имеют разработка и улучшение структуры организации и управления перевозочным процессом, которая в эксплуатации себя оправдала и отвечает высоким современным требованиям.
Наличие сложного инженерного хозяйства, постоянный рост трассы определили отраслевой принцип организации управления производством.
Принятая структура обеспечивает выполнение всех видов планово-предупредительных ремонтов подвижного состава, сооружений, оборудования и других технических средств на основе специализации, автоматизации и комплексной механизации технологических процессов, использования передового отечественного и зарубежного опыта.
Утвердившаяся за 50 лет структура организации и управления перевозочным процессом легла в основу работы подземных магистралей страны.
Столичный метрополитен постоянно помогает метрополитенам страны в передаче технической документации, изготовлении нестандартного оборудования и подготовке инженерно-технических работников и рабочих ведущих профессий.
Специалисты московского метро непосредственно участвовали в приемке, наладочных работах и пуске первых линий подземных дорог Ленинграда, Киева, Тбилиси, Баку, Ташкента, Еревана, а также оказывали практическую помощь метрополитенам Будапешта, Праги, Калькутты.
Отдавая должное работе коллектива Московского метрополитена за 50 лет, Министерство путей сообщения желает ему дальнейшего совершенствования перевозочного процесса, внедрения новой техники и передовой технологии, повышения качества транспортного обслуживания москвичей и гостей столицы.
Идут годы, меняется техника, накапливается опыт, иные горизонты открываются перед новым поколением тружеников метрополитенов. Неизменными остаются лишь их энтузиазм, преданность любимой профессии, страстное желание трудиться еще лучше.
Мы любим свое метро и по праву гордимся им.
Заместитель министра путей сообщения В. П. Калиничев