Московский метрополитен начиная с 1955 года, пуска ленинградского метро, постоянно оказывал помощь метрополитенам Советского Союза и зарубежных стран.
Он стал опорной школой по передаче опыта эксплуатации и подготовке кадров ведущих профессий для метрополитенов других городов страны. На завершающих этапах строительства новых метрополитенов специалисты столичного метрополитена непосредственно выполняют наиболее сложные пуско-наладочные работы, широко используя технологию и систему организации ремонта и содержания устройств.
Практически все службы московского метро оказывали и оказывают помощь другим метрополитенам.
На Ленинградский и Тбилисский метрополитены командировались специалисты для наладки оборудования, участия в работе приемочных комиссий. В Москве учились и проходили практику группы машинистов.
Успешно трудились в Ленинграде москвичи-метрополитеновцы А. Ф. Пальтов, В. Ф. Мерзлов, К. Г. Горобец, С. П. Воинов, В. М. Кулагин; в Тбилиси — В. И. Диков, В. С. Матузов, В. Н. Воздвиженский, И. Г. Дубинец и многие другие.
Интересно узнать мнение самих работников метрополитенов по данному вопросу.
Письмо из Ленинграда.
«…Наступил 1955 год, год напряженной подготовки к пуску первого участка Кировско-Выборгской линии, год создания нового для Ленинграда транспортного предприятия — метрополитена… из Москвы прибыл назначенный начальником Ленметрополитена И. С. Новиков, руководитель с большим опытом и авторитетом, работавший до этого начальником столичного метрополитена. Его приезд — первая, организующая помощь «старшего брата»: Московского метрополитена — Ленинградскому.
При формировании структуры и подборе кадров по приглашению начальника метрополитена на работу в Ленинград приехала группа работников разных специальностей Московского метрополитена. Такие опытные работники, как Л. В. Солодовников, И. М. Коновалов, Г. А. Юр-ченко, Н. П. Фетисов, Д. М. Фетисова, оказали значительную помощь в формировании и подготовке кадров сложного и беспокойного эскалаторного хозяйства, при приемке эскалаторов после монтажа и в других работах предпускового периода. Это тем более важно, так как эксплуатационников-эскалаторщиков в Ленинграде не было. Затем они стали руководителями на различных участках эксплуатации.
Создавая хозяйство Ленинградского метрополитена, мы, конечно, брали все лучшее, что уже было и действовало в Москве. Структура и штаты, техническая документация, инструкции и нормы, программы подготовки работников разных профессий, запасные части и приспособления и многое другое из созданного за 20 лет эксплуатации на московском метро мы использовали благодаря искренней и бескорыстной помощи столичных коллег. За все это была большая благодарность москвичам в то время, да и сейчас еще раз хочется сказать спасибо!
Между Московским и Ленинградским метрополитенами с самого начала существует крепкая, товарищеская дружба и здоровое, деловое соревнование за лучшие результаты работы. Многие вопросы решаются совместно, особенно после возвращения в сферу МПС СССР и образования Главного управления.
Отмечая 50-летие «старшего брата», хочется пожелать его многотысячному коллективу больших успехов в труде, дальнейшего совершенствования технических средств, здоровья и счастья всем работникам…«
Письмо из Киева.
«…Киевский метрополитен в период подготовки к вводу в эксплуатацию получал ощутимую помощь от Московского метрополитена, о чем с благодарностью вспоминают наши ветераны.
В 1960 году в технической школе Московского метрополитена было подготовлено 60 машинистов, 60 помощников машинистов и 30 слесарей по ремонту подвижного состава и оборудования, две группы по 30 человек — машинистов эскалаторов.
Для обучения локомотивных бригад и освоения подвижного состава на Киевский метрополитен были направлены на работу опытные машинисты-инструкторы И. М. Глебов и А. И. Симагин.
На протяжении длительного периода на ЗРЭПСе Московского метрополитена производился средний ремонт вагонов Киевского метрополитена.
В ПКБ Московского метрополитена разработаны проекты для оборудования головных вагонов серий 81-502 и Еж, а также промежуточных вагонов серий Еж и Е аппаратурой АРС и переговорным устройством связи «пассажир — машинист».
В вычислительном центре московского метро были произведены тяговые расчеты и расчет графика работы локомотивных бригад.
Оказывается помощь в освоении нового подвижного состава серий 81-717 и 81-714, для чего на Московский метрополитен для обмена опытом были направлены машинисты Киевского метрополитена.
Большую помощь в становлении объединенных мастерских Киевского метрополитена, предоставлении конструкторской и технологической документации, материалов (настилы, гребни, козырьки, направляющие, тяговые цепи и др.), технической помощи (обрезиновка блоков, изготовление запасных частей), в передаче опыта по изготовлению запасных частей к эскалаторам, по их ремонту оказал Опытно-электромеханический завод.
На постоянную работу на Киевский метрополитен было направлено пять высококвалифицированных специалистов: А. В. Котерев, С. А. Котерева, В.М.Федоров, В.И.Федорова, М. Н. Макушев.
На курсах повышения квалификации в Москве обучались диспетчеры и электромеханики тяговых подстанций. На Киевский метрополитен были направлены инструкторы для организации диспетчерской службы.
Структура и штатное расписание служб разрабатывались на примере столичного метрополитена, а также были использованы разработанные инструкции, технологические процессы и нормы времени, передовые методы по обслуживанию оборудования.
При пуске первого участка Киевского метрополитена в 1960 году приняли активное участие в наладке и регулировке устройств сотрудники службы сигнализации и связи Московского метрополитена — Л. И. Сандулов, И. А. Иванкин, Н. В. Федин…«
Письмо из Баку.
«…Горячие дни пускового года строителей бакинской подземки были не менее горячими для метрополитеновцев — будущих эксплуатационников. Им предстояло участвовать в пуско-наладочных работах, осуществлять приемку объектов, готовиться к их эксплуатации на высоком уровне. Но как быть, когда для бакинцев эти профессии не только не знакомы, по и само слово «метро» является новоявленным, несколько даже экзотичным.
В эти трудные дни руку помощи протянули коллеги с более чем тридцатилетним стажем работы, московские метрополитеновцы, и в первую очередь движенцы и подвижники. Комплектация специалистов ведущих профессий была начата за год до пуска метрополитена в постоянную эксплуатацию. Будущие эксплуатационники группами направлялись в Москву для обучения и стажировки на метрополитене.
Опыт москвичей переняли работники массовых профессий, такие, как машинисты и помощники машинистов, дежурные по станции, эскалаторщики, слесари по ремонту подвижного состава. Одновременно в Москву были откомандированы руководящие и инженерно-технические работники, которые непосредственно на местах знакомились с организацией работ, рациональными методами эксплуатационной работы.
Дружба и братская помощь московских метрополитеновцев в год полувекового юбилея Великой Октябрьской социалистической революции оставили неизгладимый след у первых эксплуатационников. И сегодня ветераны Бакинского метрополитена имени В. И. Ленина с благодарностью вспоминают своих наставников —А. Белова, Б. Штерна, Г. Андреева, Н. Кудряпюва, В. Пронина, Н. Бушмаки-ну, Л. Лебедеву.
Все машинисты были дублерами московских машинистов, и каждый из них наездил по 15 тыс. км на трассе московского метро.
Большую помощь при ремонте и комплектации технической документации оказывали командированные в город Баку В. Корзин, В. Козин. Помогая представителю Бакинского метрополитена М. Агаеву в приемке вагонов для подземной железной дороги столицы Азербайджана, непосредственное участие принимала инспекция приемщиков Московского метрополитена иод руководством В. Корноух.
С первых дней эксплуатации все станции оснащены автоматическими контрольными пунктами АКП-1, изготовленными Опытно-электромеханическим заводом. Ныне все АКП-1 заменены на АКП-73 новой конструкции. Ранее установленные трехканальные монеторазменпые автоматы теперь полиостью заменены на тип МРА.
Исправно служат поломоечные машины ПМ-560, моне-тосчетные машины МС-3.
Такое содружество со своими коллегами-москвичами существует практически во всех службах…«
Письмо из Харькова.
«…Определенный вклад в период подготовки метрополитена к вводу в эксплуатацию внес коллектив Московского метрополитена. Это прежде всего подготовка кадров машинистов и помощников машинистов на пусковой участок. Подготовленные вами машинисты и сейчас являют собой пример в труде и общественной жизни коллектива.
Изучая ваш опыт работы, мы позаимствовали ряд технологических процессов, техническую и технологическую документацию; специалисты Московского метрополитена оказали нам практическую помощь при внедрении устройств САММ и АРС.
Большая помощь была оказана в изготовлении и передаче нам нестандартного технологического оборудования, технологического запаса основного оборудования для подвижного состава, эскалаторного хозяйства, хозяйства СЦБ и связи, запасных частей и Т. д.
Особо хотелось бы отметить работников Опытно-электромеханического завода, службу подвижного состава, руководство Московского метрополитена в целом. С ними у нас хорошие, деловые контакты, позволяющие решать вопросы совершенствования перевозочного процесса, внедрения передовых достижений науки и техники.
Московский метрополитен является для нас своеобразным ориентиром, примером в организации перевозочного процесса, то есть тем рубежом, к которому постоянно стремимся.
Мы искренне благодарим за ту большую помощь, оказанную нам, и желаем вам дальнейших творческих успехов, новых трудовых побед к знаменательной дате — 50-летию со дня пуска в эксплуатацию Московского метрополитена…«
Письмо из Ташкента.
«…Успешному началу работы Ташкентского метрополитена и последующей его эксплуатации способствовала огромная практическая помощь опытных коллективов метрополитена Москвы.
В январе 1977 года для обучения в Москву была направлена первая группа машинистов, которые на Жданов-ско-Краснопресненской линии осваивали технику вождения поездов. С энтузиазмом подошли к вопросу обучения и подготовки кадров московские специалисты. На курсах переподготовки и в технической школе Московского метрополитена смогли получить квалифицированную подготовку машинисты и помощники машинистов электропоездов, электромеханики СЦБ и связи, электромеханики тяговых подстанций, слесари по ремонту подвижного состава, дежурные по станциям и блокпостам, машинисты эскалаторов и их помощники.
В апреле — мае 1977 года Московским метрополитеном на длительное время были командированы в Ташкент специалисты, которые на месте консультировали кадры эксплуатационников в предпусковой период. Одними из первых приехали сюда Д. В. Казаков, Л. С. Теплов.
С сентября 1977 года коллектив Московского метрополитена взял шефство над Ташкентским метрополитеном. За два предпусковых месяца московские бригады оказали энергичную разностороннюю помощь в наладке и регулировке устройств, инструктаже и наставничестве молодых коллективов служб и сделали все возможное для своевременного пуска в эксплуатацию Ташкентского метрополитена.
Руководство бригадами осуществляли ведущие специалисты московского метро К. М. Махмутов, В. Г. Россов-ский, В. А. Пронин, Е. П. Гондаревский.
Необходимо отметить высокий профессиональный уровень, любовь к делу, чувство долга и ответственность за порученное дело, трудовой энтузиазм и неистощимую энергию, проявленные московскими коллегами.
В последние дни перед пуском приходилось работать без отдыха по 12-16 часов в сутки, а подчас и круглосуточно. И бок о бок, плечом к плечу рядом с нами работали наши шефы, проявляя при этом поразительную неутомимость, заражая своим трудолюбием и энтузиазмом окружающих.
Большую помощь оказали в этот период М. Ф. Соловьева, Т. Ф. Павлова, Т. Л. Хазанова, Л. В. Михайлина, которые проводили технические занятия с работниками станций и диспетчерского участка, руководили разработкой технико-распорядительных актов станций и технологических процессов. Т. Ф. Павлова несла сменные дежурства с диспетчерами Ташкентского метрополитена, оказывала практическую помощь в организации движения поездов, акцентируя внимание на действия диспетчера при отклонениях от нормального движения поездов.
И. К. Тихомирова оказала содействие при обучении порядку ведения коммерческой документации, разработке всех сводных учетно-отчетных таблиц по пассажиропотоку, проведению его почасового обследования, увязке работы городского наземного транспорта с работой метрополитена, составлении штатного расписания службы, дала необходимые консультации по оплате труда уборщиков и по вопросам премирования, а также методике расчета балль-ности станций для определения их классности.
В этот период постоянно рядом с работниками станций находились В. А. Пронин и Н. Г. Лапич.
Существенную помощь в наладочно-регулировочных работах по оборудованию подвижного состава системой автоведения типа САММ оказали работники депо «Планерное» Э. Алесковский и депо «Красная Пресня» Г. Шпи-тальник, принявшие непосредственное участие в работах по прозвонке и наладке системы АРС и радиоинформации, изготовлении стенда для регулировки и настройки блоков ТРП БС-29.
Работники депо «Красная Пресня» Б. А. Ершов и Ю. Т. Калошин, а также А. И. Сухоруков участвовали в подготовке подвижного состава к эксплуатации, производили ревизию узлов и агрегатов, обучали мастеров и слесарей пункта технического осмотра, цеха текущего ремонта.
В монтаже и наладке вагономоечиой машины оказал практическую помощь Фастовский.
А. И. Сергунькин помогал цеху эксплуатации при составлении рабочей сетки, пересменок и расшифровок. Он проводил технические занятия с локомотивными бригадами и машинистами-инструкторами, участвовал в первом рейсе, открывшем движение на трассе 6 ноября 1977 года.
Длительное время находились в Ташкенте Д. В. Казаков и В. А. Сакович, они консультировали наших работников по вопросам приемки законченных строительных участков пути и тоннельных сооружений, принимали в эксплуатацию пути, контактные рельсы и тоннельные сооружения.
Много полезных советов по вопросам эксплуатации дал В. Б. Актов. Службой пути Московского метрополитена изготовлено и передано Ташкентскому метрополитену три катучих шаблона для записи на ленте и девять рельсовых тележек. Ряд технологических процессов, используемых службой пути и службой тоннельных сооружений, были заимствованы у москвичей.
Существенную помощь в наладке автоблокировки и АРС в службе сигнализации и связи оказали А. Г. Федоров, И. К. Ермоленко, А. С. Нагорский. Наладкой СКЦ-74 занимались И. Прохоров и П. Губанов. Б. А. Горбачев и А. И. Колосов налаживали устройства связи.
Мастерскими службы сигнализации и связи Московского метрополитена было изготовлено нестандартное оборудование — инерционные автостопы, датчики, приемники луча, ФСР, РКС — устройства внепоездного контроля скорости.
Службе электропрдстанций и сетей оказывала помощь бригада работников, которой руководил Л. С. Теплов. В состав бригады вошли Б. К. Ковалев, участвовавший в наладке РУ-10, В. А. Сорокин, занимавшийся усилением изоляции на трансформаторе, Ю. А. Паршков, который осуществлял наладку ЗПУ, С. С. Степанов, консультировавший при наладке УВКМ-6.
Бригаду работников сантехнической службы возглавил В. Г. Россовский, она оказала большую помощь при пуске сантехоборудования первой очереди метрополитена на всех девяти станциях первой очереди…«
Письмо из Еревана.
«…В наладке и ревизии устройств энергоснабжения большую помощь нам оказала бригада из Московского метрополитена во главе с Л. С. Тепловым, которая совместно с нашими специалистами качественно и в срок подготовила пять СТП и сети 825 в к сдаче в эксплуатацию. За отличную работу Л. С. Теплов награжден грамотой Президиума Верховного Совета Армянской ССР.
В вопросе наладки устройств автоматики, сигнализации, централизации и блокировки активно помогала бригада из службы СЦБ и связи Московского метрополитена во главе с В. А. Зуевым.
Одним из самых тяжелых вопросов был вопрос подготовки поездов метрополитена, так как на нашем метрополитене были вагоны новых модификаций серий 81-717 и 81-714, которые имелись только на Московском метрополитене.
Московский метрополитен командировал к нам бригаду во главе с Ю. Б. Штерном, который занимался подготовкой поездов к эксплуатации. Наладкой электропоездов и проведением технических занятий руководил А. И. Сухоруков. А. А. Лукьянов готовил локомотивные бригады, которые должны были водить электропоезда. Были направлены также опытные машинисты-инструкторы, машинисты электропоездов, слесари по ремонту.
Большую помощь оказал Московский метрополитен в получении вагонов от Мытищинского машиностроительного завода. Составы были приняты в присутствии нашего пред