Краткая летопись

1931 год

15 июня — Пленум ЦК ВКП(б) принял решение о сооружении метрополитена в Москве.

1934 год

Ноябрь — образование при Моссовете Управления метрополитена

1935 год

15 мая — открытие первой очереди Московского метрополитена па участках от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры» с ответвлением от станции «Охотный ряд» до станции «Смоленская» протяженностью 11,2 км;

организован полиготдел Московского метрополитена;

введены в эксплуатацию эскалаторы типа Э-1 и Н-30;

На линию пущены четырехвагонные составы. Вагоны типа а График движения — 12 пар. Суточные перевозки — 177 тыс пассажиров;

введено в эксплуатацию электродено «Северное»

1936 год

3 января — введены в эксплуатацию Главные мастерские на площадке электродепо «Северное»;

осуществлен переход с чугунных тормозных колодок на бакелитовые;

На линии выпущены шестивагонные составы.

1937 год

20 марта — введен в действие участок мехрополитена от станции «Смоленская» до станции «Киевская» с метромостом через Москву-реку протяженностью 1,3 км.

1938 год

13 марта — вошел в строй действующих участок от станции «Улица Коминтерна» («Калининская») до станции «Курская», длина 2,3 км, поезда стали ходи хь раздельно по двум линиям: Кировско-Фрунзенской и Арбатско-Покровской.

11 сентября — принят в эксплуатацию участок новой линии от станции «Площадь Свердлова» до станции «Сокол» протяженностью 8,5 км;

введены в работу тяговые подстанции, оборудованные режимной автоматикой ртутных выпрямителей, автоматическим повторным включением и автоматикой включения резерва фидеров 825 В;

введено в эксплуатацию электродепо «Сокол»;

введены в работу эскалаторы типа Н-20 и Н-40;

изготовлен первый агрегат для промывки тоннелей; на линии выпущены вагоны типа Б;

впервые на автотелеуправлении работала понизительная подстанция «Киевская»

1939 год

Создан первый женский комсомольский поезд

1940 год

На площадке электродепо «Сокол» начали действовать ремонтные мастерские, преобразованные в дальнейшем в ВРЗ, затем в завод по ремонту электроподвижного состава (ЗРЭПС);

впервые на метрополитене и в Советском Союзе тяговые подстанции работают на телеуправлении без дежурного персонала

1941 год

Июнь — открытие пионерского лагеря на железнодорожной станции Катуар (ныне Лесной Городок);

22 июня — метрополитен начал работать в двух режимах как транспортное предприятие и как убежище для населения во время воздушных тревог.

6 ноября — торжественное заседание Московского Совета депутатов трудящихся с партийными и общественными организациями города Москвы, посвященное 24-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции, на станции «Маяковская».

1943 год

1 января — вступила в эксплуатацию линия от станции «Площадь Свердлова» до станции «Автозаводская» протяженностью 6,2 км;

21 марта — передача Красной Армии бронепоезда «Московский метрополитен», построенного на средства, собранные метрополитеновцами. Митинг на площадке электродепо «Северное»,

сентябрь — организована вечерняя школа рабочей молодежи.

1944 год

18 января — принята в эксплуатацию линия от станции «Курская» до станции «Измайловский парк» протяженностью 7,1 км;

внедрение авторежимных устройств на подвижном составе

1946 год

23 мая — решением ВЦСПС и МПС Московскому метрополитену за самоотверженный труд рабочих, ИТР и служащих в период Великой Отечественной войны в очередной раз присуждено и затем оставлено на постоянное храпение знамя Государственного Комитета Обороны.

1947 год

6 сентября — Указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовую организацию работы по перевозкам населения и успешное освоение новой техники Московский метрополитен награжден орденом Ленина,

7 сентября — на линии выпущены вагоны типа Г, впервые на метрополитене (на станции «Кировская») применено люминесцентное освещение, начало внедрения интервальных часов на станциях

1949 год

В работе первая телескопическая вышка,

17 июня — Главные мастерские на территории депо «Северное» преобразованы в механический завод метрополитена,

введена в работу первая электрополомоечная машина.

1950 год

1 января — принят в эксплуатацию участок Кольцевой линии от станции «Курская» до станции «Парк культуры» протяженностью 6,4 км,

начало действовать электродепо «Измайлово»;

На вагонах стали устанавливать скоростемеры,

замена рельсов типа Р-43 на Р-50 (В 1955 году эта работа завершена) ;

В работе первая вагономоечная машина (электродепо «Сокол»);

внедрение ультразвуковой дефектоскопии главных валов и валов редукторов эскалаторных машин;

начата замена деревянных щитов балюстрад эска латоров на щиты с пленочным покрытием;

начато внедрение «пяточных дверных механизмов» дверей станций (ПДМ).

1952 год

На станции «Красные ворота» (теперь «Лермонтовская») установлен первый турникет;

29 января — организована проектная контора метро политена (в дальнейшем проектно-конструкторское бюро),

30 января — введен в эксплуатацию участок Кольцевой линии от станции «Курская» до станции «Белорусская» протяженностью 7 км;

пущены в работу эскалаторы типа ЭМ

1953 год

5 апреля — принят в эксплуатацию участок от станции «Арбатская» (глубокое заложение) до станции «Киевская» (глубокое заложение) протяженностью 4 км;

включен в работу первый безмасляный трансформатор ТС-1Ы) па 10 кВ;

организован «Склад хранения забытых вещей»;

1954 год

Установка первых аварийных тормозов на эскалаторах (в 1983 году работа завершена);

На Кировско-Фрунзенской линии пущены семива-юнные сосхавы;

введена в эксплуатацию первая камера очистки от пыли вагонов (электродепо «Измайлово»);

9 марта — начало действовать электродепо «Красная Пресня»;

14 марта — введен в эксплуатацию участок Кольцевой линии (замкнувший ее) от станции «Белорусская» до станции «Парк культуры» протяженностью 5,9 км.

1955 год

29 ноября — Указом Президиума Верховного Совета СССР Московскому метрополитену присвоено имя великою вождя Коммунистической партии и основа! еля Советского государства Владимира Ильича Ленина. Впредь Московский метрополитен именуется: «Московский ордена Ленина метрополитен имени В. И. Ленина».

1956 год

Начало внедрения радиофикации вагонов; совместно с ЦАГИ разработан способ глушения шума с использованием звукопоглощающих блоков.

1957 год

Начало внедрения радиопоездной связи (в 1965 году работа завершена на всех линиях) ;

На линии выпущены вагоны типа Д;

1 мая — продлена Кировско-Фрунзенская линжя от станции «Парк культуры» до станции «Спортивная» протяженностью 2,5 км.

1958 год

1 мая — вступила в строй Рижская линия от станции «Ботанический сад» («Проспект Мира») до станции «ВСХВ» («ВДНХ») длиной 4,5 км;

7 ноября — введен в действие участок от станции «Киевская» (мелкого заложения) до станции «Кутузовская» протяженностью 2,4 км; открыто движение на Филевской линии;

начало массового внедрения автоматических контрольных пунктов на станциях (в 1961 году все станции оборудованы АКП, на входах оставлено по одному контролеру) .

1959 год

12 января — продлена Кировско-Фрунзенская линия от станции «Спортивная» до станции «Университет» протяженностью 4,5 км,

начало перевода скорости движения лестничного полотна эскалаторов с 0,75 м/с на скорость 0,94 м/с; начало серийного выпуска автоматических контрольных пунктов;

7 ноября — Арбатская линия (мелкого заложения) продлена от станции «Кутузовская» до станции «Фили» длиной 1,6 км.

1960 год

Введен в эксплуатацию Дом связи метрополитена; внедрена дефектоскопия колесных пар;

В связи с 25-летием со дня открытия метрополитена большая группа работников награждена Почетными грамотами Президиума Верховного Совета РСФСР и ВЦСПС.

1961 год

13 октября — принят участок Филевской линии от станции «Фили» до станции «Пионерская» протяженностью 3,6 км;

21 октября — принят участок от станции «Измайловская» до станции «Первомайская» протяженностью 3,8 км.

1962 год

1 января — введено в эксплуатацию электродепо «Фили»;

19 февраля — открыта поликлиника метрополитена;

март — организована машиносчетная станция;

включен в работу первый кремниевый выпрямитель типа ВАК-3000;

13 октября — вступила в строй Калужская линия от станции «Октябрьская» до станции «Новые Черемушки» протяженностью 8,1 км;

введено в эксплуатацию электродепо «Калужское»; начата эксплуатация эскалаторов типа ЛТ и типа ЛП.

1963 год

На линию выпущены вагоны типа Е;

22 июля — сдан в эксплуатацию участок о* станции «Первомайская» до станции «Щелковская», протяженностью 1,6 км;

август — создан отраслевой партийный комитет городского пассажирского транспорта;

12 августа — службе электроподстанций и сетей — первой на Московском метрополитене — присуждено звание «Служба коммунистического труда»;

30 декабря — продлена Кировско-Фрунзенская линия от станции «Университет» до станции «Юго-Западная» длиной 4,5 км.

1964 год

15 апреля — Калужская линия продлена от станции «Новые Черемушки» до станции «Калужская» протяженностью 1,4 км;

31 декабря — Горьковская линия продлена от станции «Сокол» до станции «Речной вокзал» протяженностью 6,2 км.

1965 год

5 июля — Филевская линия продлена от станции «Пионерская» до станции «Молодежная» длиной 3,8 км;

31 декабря — введен в эксплуатацию участок от станции «Сокольники» до станции «Преображенская площадь» протяженностью 2,5 км.

1966 год

31 декабря — пуск в эксплуатацию Ждановской линии от станции «Таганская» до станции «Жданов-ская» протяженностью 12,9 км;

введено в эксплуатацию электродепо «Ждановское».

1967 год

Вся система электроснабжения метрополитена полностью телемеханизирована;

метрополитен как победитель в социалистическом соревновании в честь 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции награжден памятным знаменем Президиума Верховного Совета РСФСР, Совета Министров РСФСР и ВЦСПС;

5 ноября — на площадке механического завода открыт памятник воинам-метрополитеновцам, погибшим в Великой Отечественной войне;

6 ноября — открытие музея Московского метроноли-тена.

1968 год

В депо «Красная Пресня» введен в работу станок КЖ-20К для обточки бандажей колесных пар без выкатки из-под вагона;

открыт второй пионерский лагерь «Бекасово»;

ноябрь — создан партийный комитет Московскою метрополитена.

1969 год

11 августа — вступил в строй участок от станции «Автозаводская» до станции «Каховская» длиной 9,5 км;

введено в эксплуатацию электродепо «Замоскворецкое»;

введена в эксплуатацию первая преобразовательная подстанция СТП-39 для автономного питания контактной сети и парковых путей электродепо «За-москворецкое»;

30 сентября — открыт санаторий-профилакторий.

1970 год

К 100-летию со дня рождения В. И. Ленина метрополитен награжден Ленинской юбилейной Почетной грамотой, а большая группа работников — юбилейными медалями;

вентиляторы, установленные в шахтах, полностью оборудованы дистанционным управлением;

все оборотные станции снабжены автоматической маршрутно-р елейной централизацией;

30 декабря — введен в эксплуатацию участок Калужской линии от станции «Октябрьская» до станции «Площадь Ногина» протяженностью 3,1 км;

Ждановская линия продлена от станции «Таганская» до станции «Площадь Ногина» протяженностью 2,9 км

1971 год

На подстанциях завершена замена ртутных выпрямителей на кремниевые;

15 февраля — на Горьковско-Замоскворецкой линии введен график 44 пар поездов в час,

7 мая — Указом Президиума Верховного Совета СССР за выдающиеся производственные достижения в выполнении заданий восьмого пятилетнего плана присвоено звание Героя Социалистическою Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот» машинисту-инструктору электродепо «Измайлово» а М Белову. Этим же Указом насаждена орденами и медалями большая группа работников Московского метрополитена;

31 декабря — образована Калужско-Рижская линия, вступил в строи участок от станции «Площадь Ногина» до станции «Проспект Мира» длиной 3,2 км

1972 год

Впервые в мировой практике введен график движения поездов 45 пар поездов в час (Горьковско-Замоскворецкая линия) ;

внедрена система АРС по второму главному пути Кольцевой линии на вагонах типа Г с управлением одним машинистом;

начало применения клееболтовых изолирующих стыков;

Механический завод метрополитена преобразован в Опытно-электромеханический завод (ОЭМЗ) ;

28 апреля — заключен договор о творческом содружестве коллектива Московского метрополитена с Центральным Домом работников искусств СССР;

К 50-летию образования Союза ССР метрополитен насажден памятным знаком ЦК КПСС с занесением на доску Почета на ВДНХ СССР;

30 декабря — принята в эксплуатацию Краснопресненская линия от стации «Баррикадная» до станции «Октябрьское поле» протяженностью 7,2 км

1973 год

Для телемеханизации санитарно-технических устройств внедрена система ЭСТ-62;

для уборки снега на главных путях наземных станции введен скоростной снегоочиститель

1974 год

Внедрена система АРС и автоведение на вагонах Еж-3 с управлением одним машинистом на новом участке Краснопресненской линии от станции «Баррикадная» до станции «Октябрьское поле»;

включен в работу первый безмасляный тяговый трансформатор ТСЗП-1600/10;

12 августа — принят в эксплуатацию участок от станции «Новые Черемушки» до станции «Беляево» протяженностью 2,2 км

1975 год

21 мая — в целях осуществления единого руководства работой метрополитенов они переданы в ведение МПС;

внедрена система АРС на вагонах типа Г по первому главному пути Кольцевой линии с управлением одним машинистом;

начало внедрения электронной системы телемеханики типа ТЭМ-74 для подстанций;

начало модернизации узлов подвески контактного

рельса,

июнь — вошел в эксплуатацию корпус в санатории «Горняк» в Ялте для работников Московского метрополитена;

17 декабря — вошел в строй действующий участок от станции «Баррикадная» до станции «Площадь Ногина» длиной 4,1 км, образовалась Ждановско-Краснопресненская линия;

28 декабря — Ждановско-Краснопресненская линия продлена от станции «Октябрьское поле» до станции «Планерная» протяженностью 8,1 км;

движение электропоездов осуществляется с отключенным рабочим освещением в тоннеле.

1976 год

1 января — введено в эксплуатацию электродепо «Планерное»;

За успехи в девятой пятилетке метрополитен награжден дипломом и памятным знаком ЦК КПСС, Сове! А Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ за трудовую доблесть в IX пятилетке с занесением на доску Почета на ВДНХ СССР;

начало замены деревянных кабин на платформах станций на стеклометаллические (в 1981 году работа завершена) ;

По инициативе коллективов, обслуживающих Кольцевую линию, начато социалистическое соревнование под девизом «100-процентному выполнению графика движения поездов — рабочую гарантию».

1977 год

Введена в работу самоходная одновагонная снегоуборочная машина;

внедрены система АРС и автоведение на вагонах Еж-3 с управлением одним машинистом по всей Ждановско-Краснопресненской линии;

22 — 27 января — в Москве состоялась первая Всесоюзная научно-техническая конференция «Научно-технический прогресс — основа повышения эффективности работы метрополитенов СССР», организованная Главным управлением метрополитенов;

начало внедрения машин для покраски кабелей.

1978 год

Завершены работы по телемеханизации санитарно-технических устройств Калужско-Рижской и Ждановско-Краснопресненской линий;

На линию выпущены вагоны типа 81-717 (головные) и 81-714 (промежуточные — без кабин) ;

10 мая — начал работать грузовой вагон для транспортировки тяговых двигателей и колесных пар;

29 сентября — продлена Калужско-Рижская линия от станции «ВДНХ» до станции «Медведково» длиной 8,1 км;

30 сентября — введено в эксплуатацию электродепо «Свиблово»;

включен в работу первый безмасляный трансформатор для питания устройств СЦБ;

декабрь — на метромосту Филевской линии сооружена шумопоглощающая галерея;

введен в эксплуатацию вагон-лаборатория службы СЦБ:

начало внедрения эскалаторов типа ЭТ.

1979 год

15 июля — открыта станция «Горьковская»;

внедрен гидравлический самоходный кран грузоподъемностью 3 т (КТСТ-3);

ноябрь — введен в опытную эксплуатацию первый вакуумный выключатель 10 кВ (с 1981 года он действует постоянно) ;

30 декабря — открыто движение по Калининской линии от станции «Марксистская» до станции «Новогиреево» длиной 11,4 км;

введено в эксплуатацию электродепо «Новогиреево»;

внедрено автоведение и АРС на всей Калининской линии с управлением одним машинистом;

создано Центральное справочное бюро.

1980 год

Торцы всех станций оборудованы устройством контроля прохода человека в тоннель (УКПТ);

метрополитен награжден Почетной грамотой