Социально-экономическое развитие метрополитена

Стоимость проезда пассажиров — 5 копеек — самый низкий тариф в мире.

Общее количество работающих превышает 25 тыс. человек, из них около 5 тыс. с высшим и среднетехническим образованием.

Для метрополитеновцев выделено 220 тыс. м2 жилой площади. Полная обеспеченность дошкольными детскими учреждениями.

С первых дней эксплуатации на Московском метрополитене большое внимание уделялось вопросам социально-экономического развития. Эта работа проводилась по разным направлениям:

улучшение условий труда и быта работников;

повышение заработной платы;

оздоровительные мероприятия, оказание медицинской помощи, санитарно-курортное лечение, расширение сети дошкольных детских учреждений и пионерских лагерей, создание условий для массовых занятий физической культурой, спортом и туризмом.

Последним мероприятиям придавалось особое значение, поскольку работники метрополитена находятся в подземных условиях.

Если в первые годы эксплуатации метро многие трудоемкие работы велись вручную, то по мере внедрения новой техники и прогрессивной технологии их удалось механизировать и автоматизировать. В результате все электроподстанции, вентиляционные шахты и установки были переведены на телеуправление со снятием дежурного персонала. Внедрение поломоечных и подметальных машин значительно облегчило труд рабочих по уборке станций, а появление АКП, разменных автоматов и счет-но-денежных машин высвободило людей от однообразного и утомительного труда кассиров и дежурных по контролю. Многое было сделано по механизации работ по ремонту и содержанию устройств пути, сооружений, эскалаторов и подвижного состава.

Первостепенной задачей социально-экономического развития метрополитена является забота о состоянии здоровья работников. Его медицинская служба постоянно развивалась и совершенствовалась. А начиналась она со здравпунктов на станциях и амбулаторий. В начале 1962 года была введена в строй поликлиника, в создании которой активное участие принимала Ф. Ф. Курилова. Это — многопрофильное учреждение со специализированными отделениями и кабинетами, оснащенными новейшим оборудованием, а также с большой сетью фельдшерских здравпунктов на станциях и предприятиях.

Поликлиника проводит лечебно-профилактическую работу, оказывает квалифицированную медицинскую помощь сотрудникам, а в случае необходимости — первую неотложную помощь пассажирам.

Многотысячная армия работников обслуживает столичное метро. Среди них 50 процентов женщин, значительные группы людей, постоянно работающих в ночное время, непосредственно связанных с обеспечением безопасности движения поездов.

Все они требуют к себе определенного и специфического медицинского внимания. Коллектив поликлиники постоянно изыскивает и совершенствует эффективные формы обслуживания своих пациентов. Ежегодно растет процент обслуживания терапевтических больных по цехам, а также удельный вес профилактических медицинских осмотров.

В поликлинике широко практикуется бригадный метод профилактических медицинских осмотров и диспансерного наблюдения. Организуется профилактическое лечение через сеть здравпунктов. Для лечения диспансерной группы больных широко используется санаторий-профилакторий Московского метрополитена.

Шефскую помощь оказывают специалисты и других медицинских учреждений города.

Вначале поликлиника была рассчитана почти на 5 млн. посещений. Профилактическими осмотрами в настоящее время охвачено около 60 процентов от общего количества принятых больных. На снижение общей заболеваемости с временной утратой трудоспособности влияют созданные в 1980 году врачебно-инженерные бригады.

Сейчас в поликлинике работает более 70 врачей, многим из них присвоена высшая и первая аттестационные категории, некоторые врачи закончили клиническую ординатуру.

Повышается квалификационный уровень и у фельдшерского состава. 42 фельдшера получили высшее медицинское образование, многие из них остались работать в поликлинике — И. Л. Горшкова, Т. Н. Завьялова, Е. М. Ко-черова, Л. П. Череыкова. Многие были отмечены правительственными наградами, значками «Победитель социалистического соревнования» и «Отличник здравоохранения».

Со дня открытия поликлиники трудятся врачи Л. С. Алексеева, Б. М. Хайкина, средний медицинский персонал — А. М. Ясский, М. А. Михайлова, П. В. Малахова, 3. А. Сморчкова, М. А. Ситникова, Г. Н. Фильд-штейн, врачи М. В. Кузнецова, Н. А. Самофал, медицинские сестры Т. П. Буланова, Н. Р. Кондратова, К. И. Якунина, А. Т. Орлова, М. К. Попова, Р. М. Лешнявская, 3. И. Жукова, М. А. Рокотова. Некоторые из них пришли на метрополитен после войны.

Все работники пользуются заслуженным авторитетом.

К моменту открытия поликлиники на трассе действовало 45 фельдшерских здравпунктов. И уже к 1982 году их стало 63.

С увеличением пассажиропотоков, естественно, растет объем медицинской помощи. Здравпункты хорошо оснащены медицинским оборудованием, медикаментами, перевязочными материалами.

Фельдшеры образованны, эрудированны, работают самостоятельно. Они проводят большую работу с цеховыми врачами по профилактике и снижению заболеваемости, осуществляют предрейсовые осмотры локомотивных бригад, держат в поле зрения людей, часто и длительно болеющих, составляют отчеты по больничным листкам. Они постоянно ведут санитарно-просветительную работу, организуют профилактические осмотры женщин, флюорографию, контролируют объекты общественного питания.

Активное участие принимают фельдшеры в занятиях по гражданской обороне, в организации дня донора. Например, если в 1971 году было 600 доноров, то уже через десять лет их стало около 1700.

В адрес медицинской службы поступает огромное количество благодарностей от пассажиров и работников метрополитена за своевременную и квалифицированную медицинскую помощь. Обратимся к истории.

В мае 1935 года была создана врачебно-санитарная служба. Она подчинялась Главному врачебно-санитарно-му управлению НКПС. Первым начальником и ее создателем был А. И. Рудерман, ставший в дальнейшем доктором медицинских наук, профессором, заведующим отделением онкологического центра Академии медицинских наук СССР.

Вначале в состав врачебно-санитарной службы входило 13 здравпунктов. За каждым врачебным участком закрепляли санитарных врачей, они следили за санитарно-эпиде-миологическим состоянием объектов.

15 февраля 1944 года при врачебно-санитарной службе была создана дезинфекционная станция Московского метрополитена. Ее организовала и возглавила О. С. Калинина.

В мае 1947 года при этой же службе создали лабораторию по проведению клинических, биохимических и сани-тарно-гигиенических анализов под руководством А. М. Калягиной.

До 1948 года санитарная организация состояла из двух отделов: коммунального и промышленного.

В 1948 году вся санитарная организация была объединена в единое учреждение — дорожную санитарно-эпиде-миологическую станцию. Промышленный и коммунальный отделы сначала размещались в разных местах Москвы. Ее первым главным врачом была Н. В. Наумова.

С момента создания и до 14 сенятбря 1955 года в санитар но-эпидемиологическую станцию входили отделы: са-нитарно-противоэпидемический, промышленной санитарии и гигиены труда; лаборатория с отделами — бактериологическим, жилищно-коммунальным, пищевым, профилактической дезинфекции.

На 1961 год врачебно-санитарная служба имела в своем составе 13 врачебных здравпунктов, семь зубных кабинетов, 28 фельдшерских здравпунктов, санитарно-эпи-демиологическую станцию и три детских сада.

Здравпункты располагались на каждой линии метро, как правило, на платформах в кабинах. В их функцию входило обеспечение всего комплекса лечебно-профилактической, противоэпидемической, санитарно-просветитель-ной работой среди персонала и оказание первой помощи пассажирам. Кроме того, имелись здравпункты при заводах и депо, здесь же располагались зубные кабинеты. Фельдшерские здравпункты размещались на платформах станций, оказывали первую доврачебную помощь пассажирам под руководством врача, обслуживающего радиус, вели всю лечебно-профилактическую и санитарно-просвети-тельную работу. Для профилактических целей на станции «Смоленская» с 1959 года начали функционировать кабинет аэроионизации и кабинет-фотарий на станции «Арбатская».

С первых лет существования в санитарной организации метрополитена были заложены хорошие традиции тесной связи с научными организациями гигиенического профиля-с ЦНИИЛГЭ (ныне ВНИИЖГ), с Институтами гигиены труда и гигиены питания АМН СССР. Следствием их творческого сотрудничества и рекомендаций явилось то, что категории профессий служб, работающих в ночное время, получили льготы: б-часовой рабочий день и 24-дневный отпуск.

Двадцатилетние исследования микроклимата были положены в основу проектирования вентиляции новых линий метрополитена.

Разработаны санитарные правила по содержанию станций, тоннелей, подвижного состава.

По требованию санэпидстанции создана производственная лаборатория микроклимата и вентиляционная группа по надзору за промышленной вентиляцией в электромеханической службе, лаборатория по контролю за уровнями шума и вибрации в службе тоннельных сооружений.

По инициативе и рекомендациям сапэпидстапции разработаны «Санитарно-гигиенические характеристики условий труда работающих в основных службах метрополитена».

Для поддержания состояния здоровья обслуживающего персонала важное место занимает лечение в санатории-профилактории, расположенном вблизи станции «Калужская». Его открытие состоялось 29 сентября 1969 года. Ежегодно в этой профсоюзной здравнице по бесплатным и льготным путевкам, без отрыва от трудовой деятельности, лечатся и отдыхают 1400 метрополитеновцев. В санатории-профилактории предусмотрены все удобства для лечения и отдыха. К услугам отдыхающих — двухместные палаты, просторная светлая столовая, цветные телевизоры, библиотека. Профилакторий располагает хорошо оборудованным физиотерапевтическим отделением, где можно получить весь комплекс лечебных процедур — светолечение, электролечение, водолечение, массаж, лечебную гимнастику. Диспансерным больным проводится санация полости рта. При наличии показаний больные осматриваются врачами-специалистами поликлиники. В лечении широко применяются кислородный коктейль, минеральные воды, морские, хвойные и другие ванны. А с 1982 года введен электросон в сочетании с аутотренингом.

Профилакторий рассчитан на 100 человек. С 1976 года работа строится по непрерывному графику заездов, что позволило увеличить их с 12 до 14 в год. За период своего существования санаторий-профилакторий принял около 20 тыс. человек.

С самого основания санатория-профилактория в коллективе трудятся старшая медицинская сестра А. С. Вол-чёнкова, завхоз Е. Е. Талызина, сестра-хозяйка К. А. Милюкова, медсестра А. И. Касаткина, участница Великой Отечественной войны.

Московский метрополитен принял долевое участие в строительстве в Ялте одного из корпусов санатория «Горняк». В июле 1975 года первые метрополитеновцы прибыли на лечение в санаторий, ежегодно там отдыхают и лечатся около 300 работников метрополитена. Целебный климат Крыма дает людям новый заряд сил и здоровья.

В 1963 году на Икшинском водохранилище была открыта турбаза. Начиналось все с брезентовых палаток, а с годами построили общую кухню, столовую, спортивные площадки, эллинг и т. д. Словом, турбаза стала излюбленным местом отдыха. В 1978 году здесь было построено 45 двухместных, семь восьмиместных благоустроенных домиков. К услугам отдыхающих холодильники, радиолы, телевизоры, сауна. В сезон около 4 тыс. работников отдыхают на турбазе.

В зимнее время под пансионат используется пионерский лагерь «Валентина», где зимой могут провести свой досуг около 5 тыс. человек.

Ну а летом тут звучат звонкие ребячьи голоса!.. У столичного метро два пионерских лагеря.

Пионерский лагерь «Валентина» — это 15 благоустроенных корпусов на станции Лесной Городок. Когда в 1941 году состоялось его открытие, на 200 детей было всего шесть домиков. За годы пятилеток построили еще девять корпусов, новую котельную, кирпичную столовую с современным технологическим и холодильным оборудованием, плавательный бассейн, Дом техники, где дети занимаются в 15 кружках; была заасфальтирована вся территория пионерского лагеря, построены аттракционы (карусели, качели, шведские стенки, горки и др.)? заново сделана спортплощадка с дренажем и специальным покрытием; построена новая водонапорная башня, вторая артсква-жина. Это один из лучших лагерей Москвы.

В пионерском лагере «Бекасово» (на 220 мест) проведены большие работы по утеплению нескольких двухэтажных кирпичных домов.

Есть решение Московского областного Совета народных депутатов о выделении земельного участка под строительство нового пионерского лагеря на тысячу мест в Наро-Фоминском районе.

Администрация и профсоюзный комитет метрополитена большое внимание уделяют общественному дошкольному воспитанию. У московского метро 12 детских дошкольных учреждений, в них воспитывается более тысячи детей, что полностью удовлетворяет потребность работников в этих учреждениях. Детские сады, ясли размещены в благоустроенных зданиях, в них созданы все необходимые условия для всестороннего, гармоничного развития и воспитания детей. Ведется работа по укреплению материально-технической базы детских садов и яслей. Большую помощь в этом оказывают шефствующие предприятия, службы метрополитена. Ежегодно проводятся текущие ремонты зданий, приобретается оборудование, благоустраиваются игровые площадки.

Постоянная забота о детях дает возможность их родителям активно участвовать в производственном труде, заниматься общественно-политической и культурной жизнью.

Духовному и эстетическому росту во многом способствует многолетнее содружество коллективов столичной подземной дороги и Центрального Дома работников искусств (ЦДРИ). Успешно работают два университета культуры. Профсоюзная библиотека, организованная в 1947 году, насчитывает десятки тысяч книг. Ежегодно дорпрофсож выделяет 5 тыс. руб. На ее комплектование, не считая подписки на периодические издания. Штат библиотеки — пять человек. Структура: абонемент и более трех десятков библиотек-передвижек.

На абонементе введено дифференцированное обслуживание читателей по группам: руководители, партактив, профактив, рабочая молодежь, машинисты.

Проводится индивидуальная работа, подбирается и рекомендуется литература.

В летний период работники библиотеки выезжают в пионерские лагеря, где организуют книжные фонды в библиотеках-передвижках, чтения, викторины, обзоры детских книг, книжные выставки.

Серьезное значение придается библиотекам-передвижкам, где большую помощь в пропаганде книги оказывают общественники. На крупных передвижках (в электродепо «Калужское», «Сокол», «Красная Пресня», ЗРЭПС и др.) библиотека устраивает так называемый «Литературный вторник», где происходят встречи метрополитеновцев с писателями, артистами, интересными людьми и Т. д.

Работники библиотеки проводят работу с пропагандистами школ коммунистического труда, организуют выезды с соответствующей литературой на партактивы и профак-тивы.

В смотре «Образцовому городу — образцовые библиотеки» профсоюзная библиотека Московского метрополитена была отмечена грамотой МГСПС.

Есть на метрополитене и техническая библиотека, расположенная на станции «Смоленская». В 1935 году весь ее фонд умещался в одном шкафу, а сейчас он насчитывает более 80 тыс. экземпляров книг.

В случае отсутствия в фонде необходимой литературы сотрудники библиотеки прибегают к помощи межбиблиотечного абонемента (МБА), Центральной научно-технической библиотеки МПС и библиотеки имени В. И. Ленина.

Техническая библиотека имеет еще три филиала — в электродепо «Северное», «Сокол» и «Красная Пресня». Количество читателей — более 5 тыс. Их контингент разнообразен: инженерно-технические работники, рабочие, служащие, курсанты технической школы и школ мастеров, метрополитеновцы, обучающиеся без отрыва от производства в вузах и техникумах, а также новаторы производства, рационализаторы и изобретатели.

В соответствии с планом НТО в библиотеке организуются тематические выставки литературы, книжные выставки новых поступлений. В газете «Московский метрополитен» публикуются рекомендательные списки литера-туры, составляются тематические картотеки, близкие к тематике метрополитена.

Для воспитания молодого поколения большую роль играет музей метрополитена. Идея его создания зародилась еще в начале 60-х годов и принадлежала ветеранам И. Д. Татаурову, Е. В. Вилкову, В. М. Семченко, Е. И. Му-рановой, Г. П. Беспаленко, Ф. К. Сметанину, 3. П. Троицкой и другим.

Управление метрополитена, партийные и общественные организации, совет ветеранов труда 14 декабря 1962 года приняли решение о создании музея.

Для этого организовали Общественный совет музея. При совете образовали актив. Члены совета музея и ветераны труда занялись подбором экспонатов — образцов технической оснастки, фотографий, документов и Т. д.

6 ноябр