В дни ленинской трудовой вахты возникли в стране патриотические начинания передовых промышленных предприятий, направленные на выполнение пятилетнего плана по реализации продукции к 7 ноября 1970 года и заданий по повышению производительности труда — к 22 апреля 1970 года, отработать день 22 апреля на сэкономленных материалах и электроэнергии и другие формы соревнования.
Успешно трудился над выполнением своих социалистических обязательств и коллектив столичного метрополитена. Его работа, направляемая парткомом и дорпрофсо-жем, давала ощутимые результаты. Достаточно сказать, что только за восемь месяцев 1969 года государственный план пассажироперевозок был выполнен почти на 102 процента, сверх плана было перевезено более 18 млн. человек, себестоимость пассажиро-километра снижена на 1,6 процента, производительность труда составила 103 процента.
Метрополитеновцы в 1969 году сэкономили по сравнению с установленными нормами 5 млн. кВт«ч электроэнергии при обязательстве 3,5 млн.
Поездные бригады электродепо «Красная Пресня» взяли обязательство сэкономить столько электроэнергии, чтобы ее хватило на работу 22 и 23 апреля 1970 года. Этот почин поддержали коллективы всех электродепо.
Большая работа проводилась по техническому совершенствованию и реконструкции устройств метрополитена.
Широко развернулось соревнование за увеличение межремонтных пробегов эскалаторов. Их средний пробег составил почти 140 тыс. км при норме 100 тыс. И при обязательстве 113 тыс. км.
Рационализаторы внесли более 1300 предложений.
Полностью было выполнено социалистическое обязательство по подготовке кадров.
Хорошим подарком москвичам в дни юбилейного соревнования явился досрочный ввод нового участка Замоскворецкого радиуса. Коллективами служб и предприятий метрополитена была проделана огромная работа по техническому надзору, подготовке кадров, оснащению нового электродепо, наладке оборудования. Особенно отличились работники электродепо «Сокол», служб электроподстанций и сетей, сигнализации и связи, Горьковского радиуса службы движения.
В 1969-1970 годах активизировалось соревнование за звания «Лучший поезд метрополитена», «Лучшая станция», «Лучшая ремонтная бригада», «Лучший околоток» и др.
В этот период серьезная работа велась по внедрению научной организации труда (НОТ) на метрополитене. Это было вызвано тем, что отдельные линии метро уже исчерпали имевшиеся ранее резервы пропускной и провозной способности и работали в часы «пик» с крайним напряжением. Так, в сутки перевозка пассажиров составляла 5 млн., из которых почти 2 млн. приходились на Горьков-скую и Кольцевую линии.
За опытом обратиться было некуда. И московские метрополитеновцы в содружестве с научными, проектными, учебными институтами, целым рядом заводов направили все силы на решение этой задачи. Они разработали и внедрили новую систему автоблокировки с применением локаторов, автоматической локомотивной сигнализации с контролем скорости, провели испытания по системе авто-ведения поездов.
Попутно решались и другие вопросы. И конечно же внедрение НОТ имело большое значение для повышения эффективности работы столичного метро.
Вот наиболее характерный пример. В электродепо «Северное» был разработан и внедрен крупноагрегатный метод планово-подъемочного ремонта вагонов по сетевому графику. Это сократило сроки простоя вагонов в ремонте с 10 до 5 суток и высвободило пять вагонов. В условиях острой недопоставки промышленностью вагонов и крайней нужды в них всех метрополитенов это имело большое значение для улучшения перевозок пассажиров. К тому же сокращение срока простоя вагонов в ремонте до пяти суток — не предел.
Коллективы электродепо «Ждановское» и «Измайлово» поддержали инициативу и начали внедрять ее у себя.
Сетевое планирование осуществлялось и в других службах: эскалаторной, пути, электроподстанций и сетей. В частности, внедрение сетевого графика капитального ремонта электрооборудования эскалаторов сократило сроки ремонта на 16 процентов.
В электродепо «Красная Пресня», например, были автоматизированы вагономоечная машина и компрессорная, установили станок для обточки колесных пар без выкатки их из-под вагона, совместно с МИИТом разработали новую упрощенную систему автоведения.
В службе тоннельных сооружений внедрили агрегат для ликвидации течей, комплекс оборудования для раскроя и установки витринного стекла, механизмы для перевозки сыпучих материалов и вывозки мусора из тоннелей, для полировки мрамора.
Энергетики завершили работу по замене ртутных выпрямителей на кремниевые. Стали применять кремниевые выпрямители с естественным охлаждением, что сделало их бесшумными и улучшило условия труда обслуживающего персонала.
Следует отметить, что производительность труда в 1969 году по сравнению с предыдущим годом возросла почти на 15 процентов, контингент на 1 км трассы сократился более чем на 8 процентов. Во всем этом не могла не сказаться работа научной организации труда.
И работники столичного метро на торжественном собрании, посвященном 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, с чувством выполненного долга рапортовали ЦК КПСС, Президиуму Верховного Совета СССР, Совету Министров СССР:
«…Как и весь советский народ, коллектив Московского метрополитена имени В. И. Ленина развернул социалистическое соревнование за достойную встречу ленинского юбилея.
Это соревнование способствовало успешной работе коллектива в 1969 и 1970 годах. План перевозок пассажиров в 1969 году был выполнен досрочно — к 23 декабря, перевезено сверх плана 43,5 млн. пассажиров, строго соблюдался график движения поездов, сэкономлено 11,5 млн. кВт-ч электроэнергии.
Проведена большая работа по вводу в эксплуатацию нового участка Горьковско-Замоскворецкой линии «Авто-заводская» — «Каховская», увеличена провозная и пропускная способность на линиях метрополитена. Внедрено более 2 тыс. предложений и оргтехмероприятий с экономическим эффектом 462 тыс. руб.
Производительность труда повысилась на 3,7 процента, себестоимость пассажиро-километра снижена на 2,6 процента, плановое задание по накоплениям выполнено на 107,6 процента.
Работа коллектива метрополитена в 1968 году получила высокую оценку. Все четыре квартала ему присуждалось переходящее Красное знамя Совета Министров РСФСР и ВЦСПС и первая денежная премия.
По итогам юбилейного соревнования коллективу метрополитена присуждена Ленинская юбилейная Почетная грамота Президиума Верховного Совета РСФСР, Совета Министров РСФСР и ВЦСПС и диплом Совета Министров СССР и ВЦСПС за высокую культуру производства.
Коллектив Московского ордена Ленина метрополитена имени В. И. Ленина, воодушевленный высокой оценкой его труда, заверяет ЦК КПСС, Президиум Верховного Совета СССР и Совет Министров СССР, что приложит все силы и выполнит все задачи, поставленные перед метрополитеном по повышению культуры обслуживания пассажиров…«
Труд многих передовиков был отмечен юбилейной медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина».