1931 | 15 июня | Пленум ЦК ВКП(б) принял решение о сооружении метрополитена в Москве. |
1934 | ноябрь | Образование при Моссовете Управления метрополитена. |
1935 | 14 мая | Торжественное заседание в Колонном зале Дома Союзов, посвященное пуску метрополитена. |
15 мая | Открытие первой очереди Московского метрополитена на участках от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры» (часть Сокольнической линии) с ответвлением от станции «Охотный ряд» до станции «Смоленская» (часть Филевской линии) протяженностью 11,2 км; | |
1936 | 3 января | Задействованы Главные мастерские на площадке электродепо Северное. Осуществлен переход с чугунных тормозных колодок на бакелитовые. На линии выпущены шестивагонные составы. За год метрополитен перевез 110,5 млн пассажиров, со дня открытия — 151 млн. Ежедневно перевозилось 360-400 тысяч человек. По загруженности московский метрополитен перегнал парижский, считающийся наиболее загруженным метрополитеном в мире. Движение: около 20 пар. |
1937 | 20 марта | Введен в действие участок метрополитена от станции «Смоленская» до станции «Киевская» с метромостом через Москву-реку протяженностью 1,3 км. |
1938 | 13 марта | Вошел в строй действующих участок от станции «Улица Коминтерна» («Александровский сад») до станции «Курская» длиной 2,3 км. Поезда стали ходить раздельно по двум линиям: Кировско-Фрунзенской и Арбатско-Покровской. |
11 сентября | Сдан в эксплуатацию участок новой линии от станции «Площадь Свердлова» до станции «Сокол» протяженностью 8,5 км; | |
1939 | Создан первый женский комсомольский поезд. | |
1940 | На площадке в электродепо Сокол начали действовать ремонтные мастерские, преобразованные в дальнейшем в ВРЗ, а затем в завод по ремонту электроподвижного состава (ЗРЭПС); | |
1941 | июнь | Открытие пионерского лагеря на железнодорожной станции Катуар (ныне Лесной городок). |
22 июня | Метрополитен начал работать в двух режимах: как транспортное предприятие и как убежище населения во время воздушных тревог. | |
1943 | 1 января | Вступила в эксплуатацию линия от станции «Площадь Свердлова» до станции «Автозаводская» протяженностью 6,2 км. |
21 марта | 21 марта Передача Красной Армии бронепоезда «Московский метрополитен», построенного на средства, собранные метрополитеновцами. | |
сентябрь | Организована вечерняя школа рабочей молодежи. | |
20 ноября | Сданы в эксплуатацию станции Новокузнецкая и Павелецкая. | |
1944 | 18 января | Принята в эксплуатацию линия от станции «Курская» до станции «Измайловский парк» (ранее «Стадион народов») протяженностью 7,1 км; |
15 мая | Сдана в эксплуатацию станция «Электрозаводская». | |
1946 | 23 мая | Решением ВЦСПС и МПС Московскому Метрополитену за самоотверженный труд рабочих, ИТР и служащих в период Великой Отечественной войны в очередной раз присуждено и затем оставлено на постоянное хранение знамя Государственного Комитета Обороны. |
1947 | 6 сентября | Указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовую организацию работы по перевозкам населения и успешное освоение новой техники московский метрополитен награжден орденом Ленина. |
7 сентября | На линии выпущены вагоны типа «Г»; | |
1949 | Функционирует первая телескопическая вышка. | |
17 июня | Главные мастерские на территории депо Северное преобразованы в механический завод метрополитена; | |
1950 | 1 января | Принят в эксплуатацию участок Кольцевой линии от станции «Курская» до станции «Парк культуры» протяженностью 6,4 км; |
1952 | На станции «Красные ворота» установлен первый турникет. | |
29 января | Организована проектная контора метрополитена (в дальнейшем проектно-конструкторское бюро). | |
30 января | Введен в эксплуатацию участок Кольцевой линии от станции «Курская» до станции «Белорусская» протяженностью 7 км; пущены эскалаторы типа ЭМ. | |
1953 | 5 апреля | Принят в эксплуатацию участок от станции «Арбатская» (глубокого заложения) до станции «Киевская» (глубокого заложения) протяженностью 4 км;. Эксплуатируется первый безмасляный трансформатор ТС-180 на 10 кВ.; |
1954 | 9 марта | Начало работы электродепо Красная Пресня. |
14 марта | пуск участка Кольцевой линии (замкнувшего ее) от станции «Белорусская» до станции «Парк культуры» протяженностью 5,9 км; | |
1955 | 29 ноября | Указом Президиума Верховного Совета СССР Московскому метрополитену присвоено имя В. И. Ленина. |
1956 | Начало внедрения радиофикации вагонов; | |
1957 | Отныне действует радиопоездная связь (в 1965 г. эта работа завершена на всех линиях); | |
1 мая | Продление Кировско-Фрунзенской линии от станции «Парк культуры» до станции «Спортивная» протяженностью 2,5 км. | |
1958 | 1 мая | Вступил в строй участок Рижской линии от станции «Ботанический сад» (теперь — «Проспект Мира») до станции «ВСХВ» (теперь- «ВДНХ») длиной 4,5 км. |
7 ноября | Сдан в эксплуатацию участок от станции Киевская до станции Кутузовская протяженностью 2,4 км. Начало массового внедрения автоматических контрольных пунктов на станциях (в 1961 году все станции оборудованы АКП, на входах оставлено по одному контролеру). | |
1959 | 12 января | Продлена Кировско-Фрунзенская линия от станции «Спортивная» до станции «Университет» протяженностью 4,5 км; |
7 ноября | Арбатская линия (мелкого заложения) продлена от станции «Кутузовская» до станции «Фили» длиной 1,6 км. | |
1960 | Введен в эксплуатацию Дом связи Метрополитена; | |
1961 | 13 октября | Принят участок Филевской линии от станции «Фили» до станции «Пионерская» протяженностью 3,6 км. |
21 октября | Принят участок от станции «Измайловская» (ранее «Измайловский парк») до станции «Первомайская» протяженностью 3,2 км. | |
1962 | январь | Введено в эксплуатацию депо Фили (ТЧ-9), ранее Филевская линия обслуживалась электродепо Измайлово (ТЧ-3). |
19 февраля | Открыта поликлиника метрополитена. | |
март | Организована машиносчетная станция; | |
13 октября | Вступила в строй Калужская линия от станции «Октябрьская» до станции «Новые Черемушки» протяженностью 8,1 км; | |
1963 | 22 июля | Сдан в эксплуатацию участок от станции «Первомайская» до станции «Щелковская» протяженностью 1,6 км. |
30 декабря | Продлена Кировско-Фрунзенская линия от станции «Университет» до станции «Юго-западная» длиной 4,5 км. | |
1964 | 15 апреля | Калужская линия продлена от станции «Новые Черемушки» до станции «Калужская» протяженност 1,4 км. |
31 декабря | Горьковская линия продлена от станции «Сокол» до станции «Речной вокзал» протяженностью 6,2 км. | |
1965 | 5 июля | Филевская линия продлена от станции «Пионерская» до станции «Молодежная» длиной 3,8 км. |
31 декабря | Введен в эксплуатацию участок от станции «Сокольники» до станции «Преображенская площадь» протяженностью 2,5 км. | |
1966 | 31 декабря | Пуск в эксплуатацию Ждановской линии от станции «Таганская» до станции «Ждановская» протяженностью 12,9 км; |
1967 | Система электроснабжения метрополитена полностью телемеханизирована. | |
6 ноября | Открытие музея Московского метрополитена. | |
1968 | В депо Красная Пресня начал работать станок КЖ-20К для обточки бандажей колесных пар без выкатки из-под вагона; | |
1969 | 11 августа | Вступил в строй участок от станции «Автозаводская» до станции «Каховская» длиной 9,5 км; |
30 сентября | Открыт санаторий-профилакторий. | |
1970 | 11 августа | Вентиляторы, установленные в шахтах, полностью оборудованы дистанционным управлением; |
30 декабря | Пуск участка Калужской линии от станции «Октябрьская» до станции «Китай-город» (ранее «Площадь Ногина») протяженностью 3,1 км; | |
1971 | В подстанциях завершена замена ртутных выпрямителей на кремниевые. | |
15 февраля | На Горьковско-Замоскворецкой линии введен график движения 44 пар поездов в час. | |
31 декабря | Образована Калужско-Рижская линия; | |
1972 | Впервые в мировой практике введен график движения 45 пар поездов в час (Горьковско-Замоскворецкая линия); | |
30 декабря | Вступил в строй участок Краснопресненской линии от станции «Баррикадная» до станции «Октябрьское поле» протяженностью 7,2 км. | |
1973 | Для телемеханизации санитарно-технических устройств внедрена система ЭСТ-62; | |
1974 | Начало действия системы АРС и автоведения на вагонах «ЕжЗ» с управлением одним машинистом на новом участке Краснопресненской линии от станции «Баррикадная» до станции «Октябрьское поле»; | |
12 августа | Принят в эксплуатацию участок от станции «Новые Черемушки» до станции «Беляево» длиной 3,6 км. | |
1975 | 21 мая | В целях осуществления единого руководства работой метрополитенов они переданы в ведение МПС; |
июнь | Введен в эксплуатацию корпус в санатории «Горняк» в Ялте для работников московского метрополитена. | |
17 декабря | Вошел в строй действующих участок от станции «Баррикадная» до станции «Площадь Ногина» длиной 4,1 км; | |
28 декабря | Продление Ждановско-Краснопресненская линии от станции «Октябрьское поле» до станции «Планерная» составило 8,1 км; | |
1976 | 1 января | Введено в эксплуатацию электродепо Планерное; |
1977 | 1 января | Впервые использована самоходная одновагонная снегоуборочная машина; |
1978 | Завершена телемеханизация санитарно-технических устройств Калужско-Рижской и Ждановско-Краснопресненской линий; | |
10 мая | Задействован грузовой вагон для транспортировки тяговых двигателей и колесных пар. | |
29 сентября | Продлена Калужско-Рижская линия от станции «ВДНХ» до станции «Медведково» на 8,1 км. | |
30 сентября | Введено в эксплуатацию электродепо Свиблово; | |
декабрь | На метромосту Филевской линии сооружена шумопоглощающоя галерея; | |
1979 | 15 июля | Открыта станция «Тверская» (ранее «Горьковская»); |
30 декабря | Началось движение по Калининской линии от станции «Марксистская» до станции «Новогиреево» на участке длиной 11,4 км; | |
1980 | Торцы всех станций оборудованы устройством контроля за проходом человека в тоннель (УКПТ). | |
5 ноября | Открылась для пассажиров станция «Шаболовская». | |
1981 | май | Проведена реконструкция и значительно расширена экспозиция музея Московского метрополитена. |
27 сентября | На Ждановско-Краснопресненской линии началась эксплуатация восьмивагонных составов при 40-парном графике движения поездов. | |
1982 | 1 января | Создан вычислительный центр Московского метрополитена; |
1983 | январь | Завершен большой комплекс работ по замене на всех подземных подстанциях маслонаполненных трансформаторов на трансформаторы с кремнийорганической изоляцией; |
8 ноября | Вступила в строй Серпуховская линия от станции «Серпуховская» до станции «Южная» протяженностью 13 км; | |
1984 | январь | Включен первый силовой трансформатор 2500 кВА с изоляцией типа «Монолит». |
28 марта | Впервые за сутки перевезено 8226 тыс. пассажиров. | |
30 декабря | Завершен участок Горьковско-Замоскворецкой линии от станции «Каширская» до станции «Орехово» длиной 2,8 км. | |
1985 | 6 июня | Принят в эксплуатацию участок Замоскворецкой линии с 2 станциями «Домодедовская» и «Красногвардейская» протяженностью 3,4 км. |
6 ноября | Началась эксплуатация участка Серпуховской линии со станцией «Пражская» длиной 1,1 км. | |
1986 | 23 января | Введен в эксплуатацию участок Серпуховско-Тимирязевской линии с 2 станциями — «Полянка» и «Боровицкая» протяженностью 2,6 км. |
25 января | Завершено строительство участка Калининской линии со станцией «Третьяковская» длиной 1,7 км. | |
25 августа | Станция «Лермонтовская» переименована в «Красные ворота»; | |
1987 | 16 марта | Введены 8-вагонные составы на Калужско-Рижской линии. |
1 октября | Организовано ПКТБ метрополитена. | |
6 ноября | Принят в эксплуатацию участок Калужско-Рижской линии с 2 станциями — «Коньково» и «Теплый стан» протяженностью 2,9 км. | |
31 декабря | Началась эксплуатация участка Серпуховско-Тимирязевской линии со станцией «Чеховская» длиной 1,6 км; | |
1988 | 15 января | ОЭМЗ переименован в Электромеханический завод, служба электроподстанций и сетей — в службу электроснабжения; |
30 декабря | В структуру службы сигнализации и связи включен информационно-вычислительный центр. | |
31 декабря | Введен в эксплуатацию участок Серпуховско-Тимирязевской линии с 3 станциями — «Цветной бульвар», «Менделеевская», «Савеловская» протяженностью 4,2 км; | |
1989 | 13 января | Станция «Ждановская» и электродепо переименованы в «Выхино». |
31 декабря | Введен в эксплуатацию новый участок Филевской линии от станции «Молодежная» до станции «Крылатское» протяженностью 1,9 км; | |
1990 | 17 января | Введен в эксплуатацию участок Калужско-Рижской линии с 2 станциями «Ясенево» и «Битцевский парк» протяженностью 3,6 км. |
1 апреля | ЗРЭПС стал арендным предприятием. | |
24 июня | Принято в эксплуатацию депо Черкизово. | |
1 августа | Принят в эксплуатацию участок Сокольнической линии с 2 станциями — «Черкизовская» и «Улица Подбельского» длиной 3,8 км. | |
5 ноября | Переименованы следующие станции: «Кировская» — «Чистые пруды», «Дзержинская» — «Лубянка», «Площадь Ногина» — «Китай-город», «Проспект Маркса» — «Охотный ряд», «Площадь Свердлова» — «Театральная», «Горьковская» — «Тверская», «Калининская» — «Александровский сад», «Колхозная» — «Сухаревская», «Щербаковская» — «Алексеевская», «Ленино» — «Царицыно»; | |
1991 | разработана система управления вентиляторами типа ВСМ-18; | |
1 марта | Введены в эксплуатацию депо Владыкино и участок Серпуховско-Тимирязевской линии длиной 8,5 км с 5 станциями: «Дмитровская», «Тимирязевская», «Петровско-Разумовская», «Владыкино», «Отрадное». | |
1992 | разработан и внедряется новый одноступенчатый вентилятор главного проветривания типа ВСМ-18 с механизмами, осуществляющими на ходу поворот лопастей рабочих колес; | |
31 декабря | Принят в эксплуатацию участок Серпуховской линии «Отрадное» — «Бибирево» протяженностью 2,6 км; | |
1993 | Проведены испытания новой системы телемеханики для управления подстанциями ПТК ТЛС (разработана ЦНИИ КА); | |
1994 | Введена в эксплуатацию СТП-811 (станция «Алтуфьево»), на которой впервые были установлены КРУ типа К-104 с вакуумными выключателями ВВЭ-10; | |
15 июля | Введен в эксплуатацию участок Серпуховско-Тимирязевской линии «Бибирево»-«Алтуфьево» протяженностью 2 км. «Алтуфьево» стала 150-й станцией Московского метрополитена, а эксплуатационная длина линий (в двухпутном исчислении) составляет на 1 января 1995 г. 243,6 км. | |
декабрь | За 1994 год перевезено 3,18 млрд пассажиров, максимальные суточные перевозки составили (1 сентября) 9 281 300 человек, среднесуточные годовые — 8 723 000. За период с 1935 по 1994 гг. перевезено 86,3 млрд пассажиров. | |
1995 | С этого года участок от станции «Каширская» до станции «Каховская» эксплуатируется как Каховская линия. | |
28 декабря | Сдан в эксплуатацию участок Люблинской линии со станциями «Чкаловская», «Римская», «Крестьянская застава», «Кожуховская», «Печатники» и «Волжская» протяженностью 12,2 км. | |
1996 | 25 декабря | Сдан в эксплуатацию участок от станции «Волжская» до станции «Марьино» протяженностью 5,5 км. |
1997 | 25 августа | Сданы в эксплуатацию второй выход на станции «Белорусская»-кольцевая и второй выход на станции «ВДНХ». |
1999 | 11 декабря | Открыта станция «Дубровка». |
2000 | 31 августа | Сдан в эксплуатацию участок от станции «Пражская» до станции «Улица Академика Янгеля» протяженностью 2 км. |
2001 | 12 декабря | Сдан в эксплуатацию участок от станции «Улица Академика Янгеля» до станции «Аннино» протяженностью 1,4 км. |
2002 | 14 декабря | После реконструкции сдана в эксплуатацию станция «Воробьевы горы» (ранее «Ленинские горы»). |
26 декабря | Сдан в эксплуатацию участок от станции «Аннино» до станции «Бульвар Дмитрия Донского» протяженностью 2,1 км. | |
2003 | 6 мая | Сдан в эксплуатацию участок от станции «Киевская» до станции «Парк Победы» (на самом деле — 2 станции) протяженностью 4,2 км. Нижняя точка станции «Парк Победы» — 84 м. На станции установлены рекордно длинные эскалаторы — 126 метров (740 ступеней). |
27 декабря | Открылась первая линия легкого метро. Станция «Бульвар Дмитрия Донского» стала пересадочной, новый участок от «Улицы Старокачаловской» до «Бунинской аллеи» имеет эксплуатационную протяженность 5,8 км. |
По информации книги «Московскому метрополитену — 50», журнала «Метро», ОАО «Метрогипротранс» и других источников.