Герои подземки
Перед вами карта Московского метрополитена, которую вы, скорее всего, никогда не видели и которой вряд ли когда-нибудь сможете воспользоваться. В 1992 году ее разработали историки и москвоведы, работавшие в Комиссии по наименованиям улиц тогда еще Моссовета. Цель проекта — полностью избавить метро от политической «нагрузки», присвоив станциям исконные названия мест, рядом с которыми они находятся. По ряду соображений, прежде всего опять же политических, а также, естественно, финансовых, этот вариант не приняли. А жаль — ведь тогда была бы возможность прямо в метро изучать историю Москвы, которую большинство из нас не знает. На карте, которой мы пользуемся сегодня, из 161 действующей станции 22 имеют мемориальные (содержащие имя или фамилию) названия. Насчет таких станций, как «Пушкинская», «Тургеневская» или «Кутузовская», вопросов не возникает. Мы решили пояснить, чем обязаны городу остальные, менее известные персонажи, увековеченные в нашем метро. Оказывается, большинство из них прямого отношения к Москве не имеет…
Светлана Кольчик. Герои подземки // Аргументы и факты № 8. 2000
Комментирует профессор М. Горбаневский, зам. председателя городской Комиссии по наименованию территориальных единиц, улиц и станции метрополитена:
Фамилии в названиях улиц и станций метро в принципе противоречат русской географической традиции, согласно которой городские объекты называли в соответствии с историческими наименованиями существующих или ранее находившихся в этом районе местностей или населенных пунктов. Мемориальные названия должны присваиваться только тем объектам, к которым человек имел непосредственное отношение. А какое, например, отношение к московскому метро, да и к городу вообще имел Войков — личность одиозная и к тому же запятнавшая себя страшными преступлениями? Станции метро у нас часто называли по субъективным, политическим или идеологическим соображениям, причем логику властей, как правило, понять очень сложно. Но такие политические наименования, как известно, чреваты массой проблем. Времена меняются, меняются герои времени, и названия устаревают, а переименование стоит денег и нередко влечет за собой раскол в обществе. Наконец, такие названия не несут полезной информации и попросту дезориентируют пассажиров. По новому закону г. Москвы названия станций метрополитена должны отвечать историко-географическим особенностям города и главное — максимально соответствовать наименованиям наземных объектов. По этому закону известных людей в метро теперь увековечивать нельзя, кроме случаев, когда есть совпадение с названием близлежащей улицы или проспекта, как, например, «Проспект Вернадского». Хочется надеяться, что станции будут называть, исходя из соображений разума, а не политической конъюнктуры.