Станции глубокого заложения и эскалаторы

Большой технический интерес представляют четыре трехсводчатые станции Кировского радиуса. Каждая из них представляет крупное достижение. А станция Охотный ряд является наиболее грандиозным (170 метров длиной, 34 метра шириной и 13 метров высотой) из известных до сего времени в мировой технике подземным сооружением, построенным закрытым способом.

Другая станция — площадь Дзержинского (типа лондонских станций, но вдвое больших размеров) — построена в особенно трудных геологических условиях. Грунты на месте станции изрезаны прослойками водоносного гравия и маслянистыми, скользкими глинами. Сооружение этой станции — громадный технический успех. Она будет памятником той упорной и героической борьбы с грунтами, которую вел коллектив строителей.

Для спуска на все четыре станции глубокого у заложения Кировского радиуса устроены эскалаторы — движущиеся лестницы, действующие по принципу конвейера. Пассажиры стоят на ступеньках эскалатора и автоматически спускаются вниз или подымаются вверх. Можно и ходить по эскалатору, еще ускоряя свой подъем или спуск.

Главное преимущество эскалаторов заключается в их огромной пропускной способности. Один эскалатор (одна лента) может доставить на станцию до девяти тысяч человек в час, при этом чрезвычайно упорядоченным и безопасным способом.

Заграничные фирмы, изготовляющие эскалаторы, заявляют, что за тридцать пять лет, в течение которых эти движущиеся лестницы пропустили вероятно несколько миллиардов человек, на них не было ни одного несчастного случая.

Все эскалаторы для московского метро изготовлены на советских заводах. Станции площадь Дзержинского, Кировская и Красные ворота оборудованы тремя эскалаторами каждая. На станции Охотный ряд — шесть эскалаторов, по три на каждом ее конце.

Это дает возможность приспособиться к «пиковым» часам движения публики, пуская две ленты эскалатора на под’ем и одну на спуск, или наоборот.

Эскалаторные ходы на станциях площадь Дзержинского, Кировская и Красные ворота имеют поперечники в восемь метров и пройдены с наклоном в 30 градусов. Начинаются эти ходы у эскалаторных вестибюлей, непосредственно под поверхностью, и доходят до уровня станционных платформ. Ходы закреплены кольцами из чугунных сегментов (отрезков).

Сооружение наклонных ходов, пересекающих плывунные грунты, представляло одну из наиболее серьезных технических задач для Метростроя. Только в Лондоне были пройдены аналогичные ходы, но и то в более благоприятных сухих грунтах. Англичане проходили эскалаторные ходы очень сложным методом пилот-тоннелей (телескопический тоннель). Этот способ в свое время рассматривался Метростроем, но от него отказались. Решено было проходить наклонные шахты на полное сечение, применив предварительное замораживание грунтов.

Чтобы заморозить грунт вокруг будущего эскалаторного хода, делается ряд скважин. В них вводятся трубы, соединенные с временной холодильной установкой (того же типа, который обычно применяется при производстве искусственного льда). В течение приблизительно полутора месяцев в трубах поддерживаются низкие температуры, примерно от минус 20 до минус 25 градусов. В результате вокруг хода образуется участок замороженного грунта толщиной в три метра, приблизительно такой же прочности, как кирпич. Затем грунт выбирается на полное сечение хода и на протяжение от полутора до двух метров в отдельный прием. После этого сразу же монтируется кольцо из чугунных сегментов.

Сравнительные преимущества московского и лондонского способов очевидны. Англичане проходят такой ход в среднем за девять месяцев, а на Метрострое все три хода, начатые одновременно, были закончены меньше чем за три месяца.